Слайд 2Учимся
красиво
говорить
Автор:
Титова Ольга Михайловна
учитель начальных классов
МКОУ Озёрская СОШ
Бутурлиновского района
Воронежской области
должна стать для
ребёнка средством самовыражения,
предметом радости и гордости"
М.Р.Львов
Человек
речь воспринимает
с рождения
Слайд 5
Подрастая,
мы учимся:
играть
разговаривать
читать
Слайд 6
Игры, считалки,
скороговорки
со звуком Г:
* Гуси-гуси. *Горелки.
*На горе гогочут
гуси, под горой огонь горит.
*Возле горки на пригорке стоят 33 Егорки…
*Гули мои гули, гули вы на воле…
*В грязи у Олега завязла телега,
Ты выйди из круга и выручи
друга.
1. Выбери и подчеркни нужное слово из скобок,
чтобы получилось устойчивое выражение:
заяц, кот, козел) наплакал;
(медвежья, собачья, волчья) услуга;
Открыть (Африку, Америку, Австралию);
Выносить (сор, стол, хлеб) из избы;
Биться головой об (пол, дверь, стену).
2.Подчеркни в каждой группе 2 фразы, наиболее близкие по смыслу.
а)тянуть лямку; а)взвесить все «за» и «против»;
б)спину гнуть; б)идти в гору;
в)испытывать судьбу; в)учесть прошлый опыт;
г)потерять почву под ногами. г)в мгновение ока.
1.Дополните предложения, вставляя вместо пропуска
подходящие по смыслу слова, данные в скобках.
(построить, соорудить, воздвигнуть).
- Древние египтяне __________ огромные пирамиды.
- На берегу пруда недавно __________ лодочную станцию.
- Из палатки и весел туристы быстро __________ носилки.
2.Попробуйте самостоятельно исправить текст с повторяющимися назойливыми словами, используя точно подобранные синонимы.
Ребятишки поднимались на крутой холм. Подниматься было
трудно, и они устали. Когда поднялись на вершину холма,
сели отдохнуть.
(Влезать, взбираться, вскарабкиваться…)
1.Закончи предложения (составь предложения).
Солнце яркое, жгучее; луна… (бледная, холодная).
В лесу тихо, спокойно; в лесу… (шумно, тревожно).
Работает быстро, энергично; работает…(медленно,
вяло).
Пример: Степные реки текут медленно, спокойно, а горные реки, наоборот, быстрые, бурные, шумные
2.Замени выделенные слова антонимами. Как изменился
смысл текста?
Вечером я с товарищем пошёл к поезду. До станции
было далеко. Дул встречный холодный ветер, и идти было
трудно. Пришли мы к станции, а поезд отходит. Как плохо, что
мы опоздали.
Слайд 10Творческие задания
1.Устами младенца.
Играющие (4-5человек) получают карточки с названием (или
рисунком) предмета: растения, животные, предметы быта.
Немного подумав, начинают описание этого предмета, не
называя его, начиная не с характерных, ярких, а с
незначительных признаков. Остальные – узнают и называют это слово .
2.Минуты творчества. Сочиняем
небылицы:
Раз гулял я во дворе,
Прилетела птичка,
Птица невеличка.
Подарила горсть конфет
И умчалась в небо.
А я жду и не дождусь,
Чтоб сказать «Спасибо»
Стихи:
Мой портфель стоит в углу,
Толстый, толстый, не могу!
Книжки и тетрадки там
Тихо жмутся по углам.
Карандаш и ластик,
Линейка и пластик!
Фломастеры лежат горой,
Жвачка выгнулась дугой!
Два сухаря в кармашке,
Печеночка в стакашке!
И чего там только нет!
Мой портфель как старый дед!
Сочиняем загадки
Живёт в лесу красавица,
Хвостом пушистым славится (лиса)
Фыркает и злится -
Уколет и лисицу(ёж)
Любит мёд он и малину,
В берлоге спит зимою длинной(медведь)
Летом приготовила дупло,
Зимой там сухо и тепло(белка)
Он ловит птичек, зайцев –
И все его боятся(волк)
Всем расскажет эта птица,
Что в лесу у нас творится (сорока)
Слайд 13Работа над текстом
Виды упражнений:
Выделение опорных слов.
Работа с деформированным текстом.
Редактирование текста.
Творческое изложение.
Составление цепочек связи.
Сочинение собственного текста.
- по вопросам
- по готовому плану
- по коллективно составленному плану
- выборочное
- по изменённому плану
- используя приём активного слушания
- на основе прогнозирования
- сжатое
«Самая хорошая»
«Интересный случай»
«Мой четвероногий друг»
«Дружба»
«В саду поселилась осень»
«Волшебница-зима»
«Шаги весны»
«Если бы портфель мог говорить»
«Мои три желания»
Правила
участника
диалога
1. Понимать и уметь формулировать обсуждаемую проблему.
2. Уметь отделять «важное» от второстепенного, «неважного» в проблеме
3. Понимать, что проблема может иметь несколько решений.
4. Занимать равноправную позицию в споре со всеми участниками
5. Мужественно признавать свою ошибку.
6. Быть активным участником обсуждения, даже не высказывая
вслух свою точку зрения.
Правила говорения
1. Высказываться только по существу, на тему
данной дискуссии.
2. Следить за тем, чтобы речь была ясной и
точной.
3. Не высказываться раньше, чем обдумал то,
что собираешься сказать.
4. Без необходимости не повторять уже
высказанную точку зрения.
5. Если это необходимо, уметь правильно
опровергнуть тезис собеседника, доказать
свою точку зрения.
Правила слушания
1. Выслушивать собеседника до конца для
полного понимания того, о чем он говорит.
2. Действительно слушать, а не делать вид,
будто слушаешь. Для этого смотреть на
говорящего, выделять главное в его словах и стараться понять.
Если не уверен, что понял правильно:
- попросить уточнить сказанное;
- постараться сформулировать мысль
собеседника своими словами.
3. Не торопиться сразу опровергнуть высказывание собеседника, сначала необходимо вникнуть в его суть.
4. Реагировать на высказывание собеседника
Слайд 19 Учиться красиво говорить -
сознательное творческое
напряжение, приносящее
радость открытия, сопричастности
к нужному,
важному делу.