Слайд 1Особенности работы
по программе
Л.Г.Петерсон
Методист ГБОУ Школа №2121 ДК №1:
Ежова М.В.
Слайд 2
«Ребёнок 21 века: какой он?»
Д.И. Фельдштейн, вице-президент РАО, доктор психологических
наук: «Перед нами ребёнок 2010 года – младенец, дошкольник, младший
школьник, подросток, старшеклассник, который разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов…, но даже качественно отличается и от ребёнка 90-х годов двадцатого века.
При этом ребёнок стал не хуже или лучше своего сверстника 20-летней давности, он просто стал ДРУГИМ»
Слайд 4С самого рождения дети
сталкиваются с
современными
высокотехнологичными
достижениями.
Компьютерные игры,
интерактивные игрушки,
рекламные ролики и
новинки
кинематографа…
Как влияет технический
прогресс на
психосоциальное развитие
ребенка?
Слайд 5
Известный психолог
Е.О. Смирнова -
об особенностях
дошкольника второго
десятилетия
21 века:
Слайд 6
дети хорошо информированы, но развитие речи,
мышления и умственных способностей
не всегда
соответствуют возрастной норме;
в связи с проблемами со
здоровьем многие имеют
задержку психического и речевого развития;
современные дети часто не могут сконцентрироваться
на каком-либо занятии, рассеянны;
находятся в постоянном, непрерывном движении,
их трудно удержать на одном месте;
обладают "клиповым сознанием", вскормленным рекламой
и музыкальными роликами;
дети нацелены на получение быстрого и готового
результата нажатием одной кнопки;
низкий интерес к трудовым действиям;
снижена фантазия, творческая активность;
личностное развитие связано с героями, на которых они
равняются. Чаще всего это персонажи западных
мультфильмов с супер - способностями, которые далеко не
всегда являются носителями духовных ценностей;
природа выступает чуждой, неизвестной средой.
Слайд 7
Возникает опасность «перекоса» – переноса акцента на интеллектуальное развитие ребёнка
в ущерб социальному, в том числе, личностному развитию.
Слайд 8
В 2010 г. Новой информации создано больше, чем
за предыдущие 5000 лет
Объём новой технической информации удваивается каждые
2 года
За 4 года обучения бакалавров их знания устареют дважды
10 наиболее востребованных в 2010 г. Профессий – в 2004 году не существовали
МИР СТАЛ ДРУГИМ…
Слайд 9
Главное противоречие современного образования
Сегодня мы должны обучать детей жить
в мире, которого сами не знаем…
Слайд 10
Новое качество образования
«Задача системы образования состоит не в передаче
объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом
становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией».
А.Г. Асмолов
руководитель рабочей группы
по созданию ФГОС ДО,
директор ФИРО
Слайд 11
Системно - деятельностный
подход – методологическая основа
стандартов образования нового
поколения.
Я слышу,
и я забываю,
Я вижу, и я помню,
Я делаю, и я
понимаю
(Конфуций)
Слайд 12
Дидактическая система деятельностного метода Л.Г.Петерсон на дошколььном уровне
образования
Слайд 13
Пособия для дошкольников «Игралочка» и «Раз - ступенька,
два -ступенька» являются частью непрерывного курса математики «Школа 2000…», отвечают
требованиям новых образовательных стандартов и ориентированы на всестороннее развитие ребёнка и формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств.
Слайд 14
Главное – сформировать у
ребёнка психологическую и общеучебную готовность к школе, развить у него
познавательный интерес, внимание, память, мышление, речь, инициатианость, общительность, творческие и деятельностные способности.
Слайд 15
«Знаниевая» подготовка детей может принести больше вреда, чем пользы.
У детей
хорошо развита механическая память, наглядно –образное и наглядно-действенное, а не
абстрактное мышление.
Многолетний опыт педагогов – практиков убедительно показывает, что для успешного обучения детей в школе важнее не специальная подготовка по предмету.
Слайд 16Основные задачи по программе:
1. Формирование мотивации учения
2. Развитие мыслительных операций:
-
анализ свойств исследуемых объектов
- сравнение свойств предметов
- обобщение предметов в
группе
- распределение в группы по свойству
- конкретизация
- классификация
- аналогия
Слайд 17Основные задачи по программе:
3. Формирование умения понимать правила игры и
следовать им.
4. Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
5. Развитие речи,
умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6. Увеличение объёма внимания и памяти.
Слайд 18Основные задачи по программе:
7.Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми
усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя
глазами окружающих.
8. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий и т.д.).
Слайд 19Организация образовательного процесса
Новое знание не даётся детям в
готовом виде, а
входит в их жизнь как
самостоятельное открытие.
Воспитатель подводит детей к
этим
открытиям, организуя и
направляя их поисковые действия.
Слайд 20
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому занятия, по сути, являются
системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации,
выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия.
Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название пособия.
Слайд 21
Большое внимание уделяется
развитию вариативного мышления.
В пособиях систематически предлагаются
задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая лишнее геометрическое тело:
Слайд 22
В дошкольном возрасте эмоции играют очень важную роль в развитии
личности. Поэтому основным условием организации занятия является доброжелательная атмосфера, создание
для каждого ребёнка ситуации успеха.
Это важно не только для развития познавательных процессов, но и для сохранения их здоровья!
Слайд 23
Все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем
развития, поэтому необходимо, чтобы каждый ребёнок продвигался вперёд своим индивидуальным
темпом.
В механизме решения этой задачи –подход Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребёнка
Слайд 24Зона ближайшего развития
У каждого малыша есть определённый круг дел, с
которыми он может справиться сам. За пределами этого круга –
дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще.
Расширение «зоны ближайшего развития» ребёнка (т.е. его возможного «максимума», который он достигает в совместной работе со взрослыми или другими детьми) помогает ему быстрее и эффективнее развиваться.
Слайд 25
Поэтому работа с дошкольниками в данном курсе ведётся в зоне
их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить
сами. Им предлагаются такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего развития «минимум». Но при этом не тормозится продвижение вперёд более подготовленных детей.
Слайд 26Система дидактических принципов программы
Психологической комфортности
Деятельности (самостоятельное открытие)
Минимакса (у каждого свой
темп продвижения)
Целостного представления о мире
Принцип вариативности (право выбора)
Творчества
Непрерывности (связи
между всеми ступенями)
Слайд 27Деятельности
(самостоятельное открытие)
Творчества
Принцип вариативности
(право выбора)
Минимакса
(у каждого свой
темп продвижения)
Целостного представления о мире
Психологической комфортности
Непрерывности
(связи между всеми ступенями)
Система
дидактических принципов
Слайд 28Основные типы НООД
Открытие нового знания
Тренировочное
Итоговое
Слайд 29Открытие нового знания
Поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения новой
содержательной области. Вместе с этим тренируются мыслительные операции, внимание, речь,
память, деятельностные способности.
Основные цели: сформировать представление о…; сформировать опыт…; тренировать (мыслительную операцию, познавательный процесс, деятельностную способность и т.д.)
Слайд 30Структура НООД открытия нового знания
Введение в игровую ситуацию (началу
занятия
должна предшествовать ситуация,
мотивирующая детей к дидактической
игре – «детская»
цель.
2) Актуализация и затруднение игровой
ситуации(выделение из массы знаний,
тех знаний, которые наиболее
важны сегодня в данной ситуации)
Слайд 31
3) Открытие детьми нового знания (на
Этом этапе воспитатель, используя
Подходящий диалог, организует
построение нового знания, которое чётко
фиксируется им
вместе с детьми в речи
и знаково).
4) Включение нового знания в систему
знаний ребёнка и повторение (игры в
которых новое знание используется
совместно с изученным ранее; в
старших группах – работа в тетради).
Слайд 32
5) Итог (воспитатель совместно с
детьми фиксирует новое знание в
устной речи и организует осмысление
их деятельности на занятии с
помощью вопросов: «Где были?»,
«Чем занимались?», «Что узнали?»,
«Кому помогли?» Воспитатель
отмечает: «Смогли помочь, потому что
научились…, узнали…»
Слайд 33При оформлении конспекта необходимо:
Смена положения детей (на ковре, за столами,
у фланелеграфа, стоят, сидят…)
Диалоги для организации открытия нового знания (наводящий
или побуждающий)
Способ и форма фиксации вывода.
Продолжительность этапов зависит от ступени этапов обучения и дидактических целей занятия.
Слайд 34Тренировочное
Акцент на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций, навыков к
выполнению различных видов деятельности и общению.
Закрепление материалов предыдущих занятий.
Слайд 35Основная цель:
Тренировать (навык, мыслительную операцию, познавательный процесс, способность и т.д.).
Эта цель, по сути, закрепить, отработать, однако данные формулировки предполагают
активность прежде всего педагога, а не ребёнка.
Слайд 36Структура тренировочных занятий
Аналогична структуре занятий открытия нового знания, но для
создания затруднения в ходе дидактической игры используются мотивационные ситуации типа:
1)
«достань подарок» (заранее приготовленные подарки под замками; на оборотной стороне нарисованных замков- задания, которые надо выполнить)
Слайд 37
3) решение бытовых вопросов
4) путешествие (важно никого не потерять, обращаем
внимание на взаимопомощь)
5) соревнование (только для детей старшего возраста)
Подводя
итог, важно обратить внимание на то, что полученные знания помогли выйти победителями из трудной ситуации.
Слайд 38При оформлении конспекта необходимо:
Подробно прописывать ход дидактической игры с фиксацией
дидактических задач каждого задания.
Слайд 39Цель итогового занятия
Проверить уровень сформированности (мыслительной операции, познавательного процесса, способности,
навыки и т. д.).
Методические приёмы как на тренировочном занятии. В
игре ребёнок чувствует себя раскрепощённо, поэтому результаты проверки более объективны.
Слайд 40
Организуя работу на итоговом занятии надо помнить:
Групповую работу используют для
выявления коммуникативных способностей
Основные формы работы – индивидуальные задания с письменной
фиксацией результатов
В проведении занятия участвуют оба воспитателя, работающие в группе (один проводит занятие, другой фиксирует результаты).
Слайд 41
Для формирования мотивации к самостоятельной мыслительной деятельности дошкольников:
Процесс мыслительной деятельности
должен иметь положительную эмоциональную окраску
Результат мыслительной деятельности должен приносить видимую
пользу в предметной деятельности
Слайд 42
Приоритетным требованием является принцип психологической комфортности, обеспечивающий эмоциональное благополучие ребёнка!
Слайд 43
Программа курса «Игралочка» I часть для детей 3-4 лет
Слайд 44
Программа курса «Игралочка» для детей 4-5 лет II часть
Слайд 45
Программа курса «Игралочка- ступенька к школе» 5-6 лет
Слайд 46
Программа «Игралочка- ступенька к школе» для
детей 6-7 лет