Слайд 1«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи
детей младшего возраста»
Творческий отчет
по теме самообразования
воспитателя средней группы
Богусевич Любовь Фёдоровны
Слайд 2Общие сведения:
Дата рождения: 20.02.1962 г.
Образование: средне-специальное
Образовательное учреждение: Павлодарское педагогическое училище
Специальность:
дошкольное воспитание
Год окончания: 1993
Стаж работы: более 20 лет
Категория: 2 категория
Слайд 3Научно – методическая работа:
Август, 2014 г.
Выступала на секции дошкольных работников
«Пальчиковые игры в развитии речи детей»
Курсы: январь, 2015 г.
«Инклюзивное образование
– основа сотрудничества и гуманизации образовательного процесса»
Февраль, 2015 г.
Опубликовала свой авторский материал – проект
«Формы работы с родителями в инклюзивном
образовательном процессе» на сайте «Копилка уроков»
- Создала свой персональный сайт
Слайд 4
Цель работы:
- Развивать у детей основы речевой моторики на основе
пальчиковых игр и упражнений
З А Д А Ч И:
«
Познание»
- Поддерживать и развивать интерес к обследованию предметов и действиям с ними;
- Развивать тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к предметам.
- Развивать умение различать правую и левую руку.
«Коммуникация»
- Формировать умение общаться со взрослыми и со сверстниками;
- формировать умение правильно произносить звуки ;
- Развивать умение слушать речь, понимать содержание и соотносить слова с действиями пальцев;
- Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов.
«Социализация»
- Формировать умение принимать игровую задачу;
- Содействовать развитию игровой деятельности;
- Выполнять действия в определённой последовательности.
«Чтение художественной литературы»
- Формировать умение договаривать строки стихотворения;
- Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов
«Художественное творчество»
- Развивать продуктивную деятельность детей – аппликация, лепка.
«Физическая культура»
- Развивать мелкую моторику, координацию движения руки;
- Формировать умение согласовывать движения с речью;
- Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.
Слайд 5Значение пальчиковых игр для малышей трудно переоценить. Известными исследователями Института
физиологии детей и подростков (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова,
Е. И. Исенина) была доказана связь пальцевой моторики и речевой функции.
Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие многих зон головного мозга, и в большей степени речевых центров.
Слайд 6Учёными была выявлена
з а к о н о м
е р н о с т ь:
ЕСЛИ развитие движений пальцев
соответствует возрасту,
ТО и речевое развитие находится в
пределах нормы и наоборот.
Слайд 7Пальчиковые игры
Это открытие нашей народной педагогики.
Это общение ребёнка с ребёнком.
Это
общение ребёнка со взрослым.
Слайд 8Широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи
у ребенка младшего возраста. Считается, что словесная речь ребенка начинается,
когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
Существует много игрушек для развития мелкой моторики. Для этого очень полезны лепка, рисование, собирание пазлов, конструкторы, шнуровки и пр. Но одним из самых лучших средств для развития моторики и речи в их единстве и взаимосвязи являются пальчиковые игры и упражнения.
Слайд 9Пальчиковые игры -
ЭТО инсценировка небольших рифмованных рассказов, сказок с
помощью пальцев и ручек. Эти игры как бы воссоздают реальность
окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Слайд 10
Пальчиковые игры для малышей, развивая мелкую моторику кистей рук, являются
отличным средством подготовки руки ребенка к выполнению разнообразных действий.
Это
и рисование, и различные манипуляции с мелкими предметами, а главное – это подготовка руки к письму.
Слайд 11Достичь хороших результатов мне позволило использование разнообразных форм работы с
родителями, это:
- индивидуальные беседы;
- рекомендовать родителям давать
больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость;
- консультации для родителей, на которых объяснялось, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы;
- даем рекомендации родителям в виде памяток, в которых обращаем внимание на формирование самостоятельности у детей при одевании: следует терпеливо обучать их застёгиванию и расстегиванию пуговиц, кнопок, молний, так как эти действия являются базовыми, которые формируют ручную умелость;
- консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста», «Пальчиковая гимнастика»;
- практикум для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;
- выпустили памятку для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Слайд 12«Прокатывание карандашей между ладонями»
«Игры
с пуговицами и бусинками»
Слайд 13Пальчиковый театр
сказка
«КОЛОБОК»
Слайд 14Игры с прищепками, скрепками и крышками
Слайд 15«Игры с резиночками»
Я с резиночкой играю,
Я резиночку кручу
Быть послушным пальчику
Я
велю.
Слайд 16Ловкие пальчики
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик –
папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик буду Я,
Вот и вся моя
семья!
Слайд 18… лепят
Кусочки пластилина
Катает наша Зина
Шарики – колбаски
И оживают сказки
Пальчики стараются
Лепят,
развиваются!
Слайд 19Развитие мелкой моторики
В нашей группе развитию
мелкой моторики уделяется специальное внимание, такая работа ведется, начиная с
младшей группы.
Ежедневно за 3-5 минут до обеда, сидя на стульях, мы играем с детьми в пальчиковые игры.
Начинать следует из пальчиковой гимнастики.
Составлять по очереди пальчики одной руки в кулачок, потом другой. Превращая это в игру, говоря: "Пальчик, пальчик, где ты был?" - "С этим братом в лес ходил, с этим братом суп варил, с этим братом кашу ел, с этим братом песню пел« и т.п.
Слайд 20
«Ладушки», «Сорока»,
«Этот пальчик»
Это первые игры, с которыми знакомится
ребёнок:
они передаются из поколение в поколение не случайно – в
них заложена вековая мудрость народа.
Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.
Слайд 21Ожидаемые результаты
1. Усовершенствована предметно-развивающая среда.
2. Родители познакомились с необходимой информацией.
3.
Сумела заинтересовать и убедить родителей в пользе развития мелкой моторики
рук детей с младшего возраста.
4. Родителями сделаны пособия по моторике рук.
5. Разучили с детьми много новых пальчиковых игр.
6. Положительная динамика развития мелкой моторики рук у каждого ребенка.