Слайд 1Тема:
Почему труд по-разному ценится?
Экономика в начальных классах
Слайд 2— Как вы думаете, от чего зависит размер зарплаты?
— Справедливо
ли платить всем одинаковую зарплату?
— Кто должен получать бОльшую зарплату:
тот, кто сколачивает ящики для деталей, или тот, кто эти детали делает? Тот, кто зимой в теплом помещении новые дороги на карты наносит, или тот, кто эти дороги строит на открытом воздухе?
Слайд 3Чтение рассказа С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело»
Слайд 4Исполнилось Алёшке семь лет. Пошёл он в школу, чтоб научиться
читать и писать как следует.
Школьный год ещё не кончился, зима
только-только в осенних днях стала проглядываться, а Алёшка уже и читать, и писать, и даже считать умеет. Книжку может прочесть, если она крупными буквами напечатана, слова на бумаге написать, цифры сложить.
Слайд 5Сидел он раз на уроке, в окно смотрел, а солнце
прямо Алёшке в лицо светило. На солнце Алёшка всегда курносый:
он сморщился и нос у него стал, как китайское яблочко. И вдруг Алёшка почувствовал, что ему надоело учиться. Читать он умеет, писать тоже да и цифры складывать. Что же ещё!
Алёшка поднялся с парты, портфель взял и пошёл к выходу.
— Ты куда? — спросила учительница.
— Домой! — ответил Алёшка. — До свидания!
Слайд 6И ушёл.
Домой пришёл и говорит матери:
— Я больше в школу
не пойду!
— А что же ты будешь делать?
— Как что?
Ну… работать буду.
— Кем же?
— Как кем? Ну, как ты, например…
А мать у Алёшки врачом работала.
— Ладно, — согласилась мать. — Вот тогда тебе небольшое поручение. Выпиши лекарство больному, у которого грипп.
И мать дала Алёшке маленький листок бумаги, на котором рецепты пишут.
Слайд 7— А как его писать? Какое лекарство нужно? — поинтересовался
Алёшка.
— Писать латинскими буквами, — объяснила мать. — А какое
лекарство, ты сам должен знать. Ты же врач!
Алёшка посидел над листком бумаги, подумал и сказал:
— Мне эта работа что-то не очень нравится. Я лучше, как папа, работать буду.
— Что ж, давай, как папа! — согласилась мать.
Слайд 8Вернулся домой отец. Алёшка — к нему.
— Я больше в
школу не пойду, — говорит.
— А что же ты будешь
делать? — спросил отец.
— Работать буду.
— Кем же?
— Как ты! — сказал Алёшка.
А отец у Алёшки мастером работает на том самом заводе, где «Москвичи» делают.
— Очень хорошо, — согласился отец. — Давай работать вместе. Начнём с самого лёгкого.
Слайд 9Достал он большой лист бумаги, свёрнутый в трубку, развернул и
сказал:
— Вот перед тобой чертёж новой машины. В нём есть
ошибки. Посмотри какие и мне скажи!
Алёшка посмотрел на чертёж, а это не машина, а что-то совсем непонятное: линии сходятся и расходятся, стрелки, цифры. Ничего здесь не разберёшь!
— Я это не умею! — признался Алёшка.
— Тогда я сам поработаю, — сказал отец, — а ты пока отдохни!
Слайд 10Отец склонился над чертежом, лицо его сделалось задумчивым, серьёзным.
— Пап!
А почему у тебя на лице ёлочки? — спросил Алёшка.
—
Это не ёлочки, а морщинки, — сказал отец.
— А почему они?
— Потому что учился я много, воевал, работал много, — сказал отец. Это только у бездельников кожа гладкая.
Алёшка подумал, подумал и говорит:
— Пожалуй, я завтра опять в школу пойду.
Слайд 11— Представьте, что Алеша все-таки устроился на работу.
Сможет ли он
приносить пользу и будут ли уважать такого работника?
Слайд 12Иногда люди, получив одинаковое образование и имеющие одинаковую профессию, имеют
разный результат труда.
Два товарища, которые учились вместе в школе, в
училище и затем каждый открыл свою мастерскую. Через некоторое время одну мастерскую люди прозвали мастерская «Тяп-ляп», а другую мастерскую — «Чудо-мастер».
Как вы думаете, почему?
Слайд 14Представьте, что вы директор завода.
Какие качества своих работников вы оценили
бы особенно высоко?
Например, трудолюбие, дисциплинированность и т.д.
Слайд 15Человек за свой труд получает зарплату. Она зависит от образования,
деловитости, добросовестности, трудолюбия, дисциплинированности работника
Запомни и запиши в тетрадь
Слайд 16Итак, вы – директор. Ответьте на вопросы:
Какой способ оплаты труда
вы считаете самым справедливым, правильным? (материально и морально)
Надо ли, по-вашему,
ставить зарплату в зависимость от образования?
Полагаете ли вы, что кроме зарплаты надо платить работнику премии? За что их платить?
Следует ли увеличить зарплату работнику, у которого много детей?
Может ли зарплата повышаться бесконечно?
Слайд 17Домашнее задание
Нарисовать вывеску-рекламу мастерской «Чудо-мастер»