Слайд 1Семинар
«Поддержка детской инициативы- основное направление в деятельности педагога»
Подготовила воспитатель: Димитриева Л.Ю.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Золотой ключик» г. Ядрин ЧР
Февраль, 2019
Слайд 2 В Конституции Российской Федерации,
в «Концепции модернизации
российского образования»,
в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
и
других нормативных документах РФ
сформулирован социальный заказ государства системе образования:
воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Слайд 3 В ФГОС ДО указывается, что одним из
основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах
деятельности.
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Слайд 4Целевые ориентиры, определенные ФГОС ДО.
Ребенок:
проявляет инициативу и самостоятельность в различных
видах деятельности;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
способен к волевым усилиям;
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
способен к принятию собственных решений.
Слайд 5В литературе сформулированы следующие понятия:
Самостоятельность – это
обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и
чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение;
Инициативность – это частный случай стремления к самостоятельности, изменения форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается и как волевая характеристика поведения человека;
Слайд 6 Инициатива от латинского initium (начало) это почин,
первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам
деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях.
Слайд 7Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения
Формирование установок «Я
могу», «Я сумею»;
Создание ситуации успеха для каждого ребенка: Это
очень просто, я тебе помогу;
Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится»
Слайд 8
Для поддержки детской инициативы необходимо:
Предоставить детям самостоятельность во всем,
что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им
реализовывать собственные замыслы;
Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;
Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
Слайд 9Для инициативной личности характерно:
Произвольность поведения;
Самостоятельность;
Развитая эмоционально-волевая сфера;
Инициатива в различных видах деятельности;
Стремление к самореализации;
Общительность;
Высокий
уровень творческих способностей;
Творческий подход к деятельности;
Познавательная активность
Слайд 10Основные виды деятельности,
в которых ребенок может проявлять себя и
развивать себя как личность
Общение;
Игра;
Познавательно-исследовательская деятельность;
Проектная деятельность;
Продуктивная деятельность;
Коммуникативная и другие.
Слайд 11 Инициативная личность развивается в деятельности!
А так как
ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, чем выше уровень
развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности
Слайд 12 Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных
видов деятельности, содержательного общения. Он умеет выбирать деятельность, соответствующую собственному
желанию, включаться в разговор, предлагать интересное дело.
В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.
Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свою деятельность развивается постепенно.
Слайд 13Методы и приемы поддержки детской инициативы:
Картосхемы;
Алгоритмы;
Модель обследования
предмета;
Моделирование ситуаций с участием персонажей;
Индивидуально-личностное общение с ребенком;
Поощрение самостоятельности;
Побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности;
Оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка
Слайд 14
Для поддержки детской инициативы и творчества необходимо создать условия, учитывающие
следующие факторы:
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть разнообразна по своему
содержанию;
Образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;
Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка.
Слайд 15При организации работы в этом направлении необходимо придерживаться следующих принципов:
Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в
совместной деятельности со взрослым, в игре и самостоятельной деятельности;
Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;
Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Слайд 16Наиболее эффективными формами работы для поддержки детской инициативы являются:
Познавательные
занятия;
Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и
экспериментирование;
Наблюдение и труд в уголке природы;
Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы;
Самостоятельная деятельность детей.
Слайд 17В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:
Постоянно расширять область
задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности,
творчества, поиска новых подходов;
«Дозировать» помощь детям. Достаточно просто намекнуть;
Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка;
Слайд 18 Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание ребенка
в условиях развивающего, не авторитарного общения.
Если это важнейшее условие не
будет выполнено, то работа по развитию инициативы не получится.
Слайд 19Требования к педагогу, осуществляющему педагогическую поддержку:
Доброжелательное отношение взрослого
к положительной инициативе;
Постоянное одобрение и развитие инициативности;
Предоставление ребенку
возможности действовать самостоятельно, по-своему;
Создание условий для самоутверждения ребенка.
Слайд 20
Педагогическое кредо педагога:
«Научить ребенка – это создать ему условия
для полного овладения своими собственными способностями».