Слайд 1Подвижная игра, как средство воспитания положительных взаимоотношений у детей дошкольного
возраста
Слайд 2Общение с детьми –необходимое условие психического развития ребенка. Объединению детей
в коллектив способствуют игры, в том числе и подвижные. В
игре ребенок приобретает опыт общения, необходимый для жизни в обществе и коллективе.
Слайд 3Актуальность проблемы на сегодняшний день – явилась основанием выбора темы
исследования «Подвижная игра, как средство воспитания положительных взаимоотношений у детей
дошкольного возраста»
Слайд 4Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия
формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста в процессе использования
подвижных игр.
Слайд 5Объектом исследования является процесс формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного
возраста.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования положительных взаимоотношений у
детей дошкольного возраста.
Слайд 6Гипотеза исследования. Положительные взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста будут
формироваться эффективнее при использовании подвижных игр при соблюдении следующий условий:
Слайд 7-осуществить подбор игр на различные нравственные качества (взаимопомощь, сочувствие, взаимовыручка
и др.);
-формировать игровой опыт и опыт разрешения проблемных игровых ситуаций;
-организовать
развивающую среду для совместной игровой деятельности с включением подвижных игр.
Слайд 8Задачи исследования:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2.Выявить особенности взаимоотношений детей
в старшем дошкольном возрасте.
3.Разработать и апробировать систему занятий, включающих подвижные
игры, по формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить эффективность проведенной работы.
Слайд 9Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, метод обобщения
передового педагогического опыта);
-эмпирические (беседа, наблюдение, интервьюрирование);
-метод математико-статистической обработки результатов.
Слайд 10Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанную систему
занятий-игр можно использовать как методическое руководство для воспитателей и методистов
ДОУ по формированию положительных взаимоотношений дошкольников
Слайд 11Теоретическими основами нашего исследования являлись:
1.Теоретико-методологические исследования работы по вопросам развития
взаимоотношений детей дошкольного возраста Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.И.Божович, Т.А.Макарова, В.П.Залогина, И.А.Аржанова,
А.П.Усова, Д.В.Менджерицкая, В.Г Нечаева, Р.С.Буре, А.В.Булатова, Р.И.Жуковская, П.Сабади, Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, В.В.Гориневский, В.Г.Яковлев.
Слайд 122. «Игра – это огромное светлое окно, через которое: в
духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий о окружающем
мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский
Слайд 13Экспериментальнач работа проводилась на базе МБОУ детский сад «Черемушка» г.
Димитровграда с детьми старшей группы с марта по май 2015г.
В исследовании приняли участие 24 дошкольника – 12 детей экспериментальной и 12 контрольной группы. Работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, итоговый (контрольный).
Слайд 14Цель константирующего эксперимента – выявление уровня сформированности положительных взаимоотношений у
детей старшего дошкольного возраста
Слайд 15На основе анализа психолого-педагогической литературы, для исследования умения взаимодействовать старших
дошкольников со сверстниками, был использован методико-диагностический комплекс «Мониторинг в детском
саду» Научно-методическое пособие» Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова.
Слайд 16Результаты диагностики видны в табл. №1, диаграммы 1. Было выявлено
что повышение игровых умений, благоприятно сказывается на положении ребенка в
группе сверстников. Высокая социальная компетентность у 21% дошкольников, 58% испытывали затруднения в разрешении проблемных ситуаций, 21% -показали полную беспомощность.
Слайд 17По итогам константирующего эксперимента был разработан план формирующего эксперимента. Его
цель- разработать и апробировать систему занятий, включающих подвижные игры, по
формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 19В формирующем этапе участвовало 12 детей экспериментальной группы. На данном
этапе исследования необходимым педагогическим условием для повышения эмоциональной и коммуникативной
сферы использовались:
Подвижные игры, коммуникативные, беседы на различные темы, чтение и обсуждение художественных произведений, дискуссии.
Слайд 20В качестве основных компонентов, направленных на формирование управляемого поведения, в
эксперименте выступали: коллективный характер игры, длительность игры, использование увлекательного сюжета,
поручение ребенку роли ведущего, ознакомление его с главными и промежуточными целями игры.
Слайд 21Использовались: проблемно-диагонстическая ситуация : «Гости из зазеркалья», интерактивные игры на
сплоченность и сотрудничество, подвижные игры на физкультурных занятиях, беседы, игры
на обучение эффективным спсобам общения, игры на снятие конфликтности, наблюдение за ситуацией взаимодействия в играх с правилами.
Слайд 22В ходе эксперимента значительное место занимала индивидуальная работа с детьми,
в которой необходимо показать свою заинтересованность в каждом, без исключения,
ребенке. Особое значение такая работа имела для малоактивных, часто конфликтующих детей, замкнутых, которые не могли удовлетворить свою потребность в «принятии их» детьми и взрослыми.
Слайд 23Целью контрольного эксперимента : определить эффективность работы по формированию положительных
взаимоотношений. На итоговом этапе эксперимента было выявлено, что формирующий этап
повлиял на межличностные отношения дошкольников. Изменились личностные характеристики: высокий уровень компетентности обнаружили у 24% дошкольников, 68% испытали небольшие затруднения в решении предложенных проблемных ситуаций, 8% -испытывали затруднения в разрешении проблемных ситуаций.
Слайд 24Результаты анной экспериментальной работы подтверждают гипотезу о том, что положительные
взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста будут формироваться эффективнее, если организовать
развивающую среду для совместной игровой деятельности с включением дидактических, подвижных игр, позволяют сделать следующие выводы:
- общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника и является условием формирования общественных качеств личности;
- игру можно использовать как средство формирования способности к общению, т.к. именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Исходя из проделанной работы, можно сказать, что система подвижных игр подобранная для развития положительных взаимоотношений детей, оказала значительное влияние на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста. Используя подвижные игры в разных режимных отрезках, в разных формах работы, был обеспечен педагогический процесс, получили положительные результаты в развитии эмоциональной сферы дошкольника, что и подтверждает нашу гипотезу.