Слайд 1"Портфолио в начальной школе«
Выполнила учитель начальных классов
Ахремцева Л.Д.
Слайд 2
Для чего ученику портфолио?
"У каждого ученика будет "портфолио", то есть
индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные
самостоятельные проекты и творческие работы.
Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов"
Слайд 3Основная функция данного нововведения -
- помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность
предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.
Слайд 4Цель портфолио:
- выполнять роль индивидуальной накопительной оценки
и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.
Слайд 5 Философия портфолио.
Портфолио - это способ фиксирования,
накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его
обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Слайд 6Философия учебного портфолио предполагает:
– cмещение акцента с того, что учащийся
не знает и не умеет, на то, что он знает
и умеет по данной теме и данному предмету;
– интеграцию количественной и качественной оценок;
– перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
– основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".
Слайд 7Концепция портфолио:
Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений
конкретного ученика. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ
или каких-либо иных форм экзаменов при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре. Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования.
Слайд 8Для чего все это нужно?
Материал портфолио собирается не один год,
а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного
оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
Слайд 9Как выглядит портфолио?
Как правило, для создания портфолио требуется папка
"на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией.
Желательно приобрести разноформатные файлы для хранения документов или работ формата А4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам.
Слайд 10Портфолио ученика начальной школы
Слайд 11Цели и задачи ведения портфолио в начальных классах.
— создание ситуации
успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных
возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Слайд 12Девиз работы с портфолио ученика начальной школы
"Каждодневный творческий процесс
ученика должен быть зафиксирован".
Слайд 13Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует.
И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты)
Слайд 14ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение,
класс), контактную информацию и фото ученика.
Считаю
важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
Слайд 15РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и
важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
"Мое имя" - информация
о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
Слайд 16РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки
листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно
написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
Слайд 17РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые
проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе
(поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
Слайд 18РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает
свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа
(поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички
Слайд 19РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
В начальной школе дети
принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на
выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
Слайд 20РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты,
сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем
в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Слайд 21ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
В портфолио
ученика начальной школы этот раздел включает положительную оценку педагогом его
стараний. Считаю важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.