Слайд 1Предметно-развивающая среда в средней группе детского сада в рамках ФГОС.
Выполнила:
Левшакова О.В
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №18»
«Журавушка»
Специалист 1-ой
Квалификационной категории
Слайд 2Предметно-развивающая среда в ДОУ.
Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос
организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Слайд 3Что такое предметно - развивающая среда? (Терминология) .
Среда развития ребёнка в
структуре ФГОС– это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных,
эргономических, эстетических, психолого-педагогических , духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ.
Слайд 4Требования ФГОС к предметно - развивающей среде:
1. Доступность для воспитанников
всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2. Свободный доступ
воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Слайд 5Факторы, которые следует учитывать при организации ПРС.
Следует всячески ограждать детей
от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия
и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС
Слайд 6Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном
процессе, включающем:
1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную
деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Слайд 7Предметно – пространственная развивающая среда должна организовываться с учётом требований
ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная
2) познавательная
3) речевая
4)
художественно-эстетическая
5) физическая
Слайд 8Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС.
Слайд 9При формировании предметно-развивающей среды в нашей группе, мы поставили себе
цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем
рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Мы старались сделать предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.
Слайд 10Направление: Художественно — эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская» находится материал
и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По
желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Слайд 11Направление: Речевое развитие.
Центр «Мир книги» играет существенную роль в формировании
у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом
уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Слайд 12Направление: Познавательное развитие.
Центр опытно-экспериментальной деятельности. В нем находится материал,
для осуществления опытной деятельности: лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные
часы, грунт, камни, семена, крупы и т. Наши маленькие «почемучки» проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов.
Слайд 13Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке содержатся
различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей
растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены макеты (пустыня, животный мир, аквариум, скворечник, улей, клетка с птичками и т.д).
Слайд 15На дворе зима, а в группе на подоконнике у нас
весна. В холодный период года мы с детьми создаем мини
– огород на подоконнике. Это возможность живого общения детей с растениями. Кто завел такой огород, непременно увлечется еще и экспериментированием и эко-дизайном.
Слайд 16«Строительный» (конструктивный) центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает
немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том,
что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность.
Слайд 17Центр «Дидактических игр» (игротека)
Центр решает следующие задачи:
целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание
у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Слайд 18Направление: Социально-личностное развитие.
Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий,
насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает
фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр:
«Семья» «Больница»
Слайд 21«Центр пожарной
безопасности»
«центр ПДД»
Слайд 22Направление: физическое развитие.
Спортивный уголок
«Будь здоров!
Слайд 23 Дошкольный возраст - это то время, когда закладывается фундамент
всей жизни человека. И если уделять внимание предметно-развивающей среде ребёнка,
его сенсорной восприимчивости окружающего мира, это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной личности.