Слайд 1
Преемственность дошкольного и начального образования.
Педагогические условия преемственности в математическом
образовании между ДОУ и начальной школой.
Хорева Г.В., к.п.н., доцент кафедры начального, дошкольного и коррекционного образования ФСПП ДВГГУ
Слайд 2
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ?
В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?
Слайд 3
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»
Л.С. Выготский
Слайд 4
Анализ философской и психолого-педагогической литературы показывает, что преемственность является многоаспектной
категорией, обладающей сложным строением и широким спектром функций.
Слайд 5Преемственность:
объективная необходимая связь между новым и старым в процессе
развития;
обеспечение непрерывности закономерного развития путем переноса существенных элементов на
новую ступень с целью дальнейшего развития личности;
связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы на границах различных этапов, ступеней или форм образования для обеспечения его непрерывности;
результат специально организованной, непрерывной и целенаправленной работы с использованием обоснованных форм, средств и методов, сокращающих адаптивный период к условиям обучения детей к школе.
Слайд 6
Преемственность дошкольного и начального образования означает обеспечение направленности воспитания и
обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего
периода жизни ребенка.
При этом преемственность дошкольного и начального обучения – это преемственность, имеющая в виду непрерывно развивающуюся личность обучающегося с ее растущими потребностями и возможностями самореализации и самоорганизации.
Слайд 7Преемственность с точки зрения ДОУ или предшколы
Это ориентация на требования
школы, формирование и развитие тех знаний и способов действий, которые
необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.
Слайд 8Преемственность с позиции школы
Это опора на те знания , навыки
и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более
высоком уровне.
Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного уровня развития ребенка.
Слайд 9Преемственность –
двусторонний процесс.
С одной стороны, дошкольная
ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества
ребенка, а главное – сохраняет «радость детства» (Н.Н. Поддъяков).
С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал.
Слайд 10
Дошкольное воспитание и начальная школа не только фундамент,
но и "первые этажи" образования (В.Ф. Кривошеев).
Слайд 11Уровень подготовки детей повысился, а уровень интеллектуальных возможностей
понизился. Как вы
думаете, в чём причина такого явления?
Стала ли дошкольная подготовка
в последнее время более содержательной? Почему?
Стала ли дошкольная подготовка в последнее время более эффективной?
Сейчас в детских садах дошкольников обучают, а раньше занимались общим интеллектуальным развитием детей
По сравнению с пятидесятыми годами прошлого столетия уровень интеллектуальных возможностей детей не повысился, а понизился
Какое противоречие вы видите?
Слайд 12Современные подходы к решению проблемы преемственности нашли свое отражение в
различных
нормативно-методических документах
Слайд 13
Действует методическое письмо Министерства образования РФ от 25.03.1994 № 35-М
«Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и
начального общего образования».
Слайд 14
В решении Коллегии от 11.12.1996 № 312 «О проблемах
и перспективах развития начального образования в РФ» определены преемственные линии
между курсами по дошкольной подготовке и начальной школой:
развитие любознательности у ребенка дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей ученика начальной школы;
формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка;
развитие коммуникативности как одного из необходимых условий успешности УД.
Слайд 15
В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»:
выделены
приоритеты в содержании образования на каждом из этапов возрастного развития
с учетом современной социальной ситуации,
определены психологические и педагогические условия реализации непрерывного образования.
Слайд 16Основные задачи, требующие решения проблемы преемственности:
Определение общих и специфических целей
образования на каждой из данных ступеней и определение преемственных целей,
сохраняющихся и развивающихся на обоих этапах.
Построение на этой основе единой взаимосвязанной и согласованной методической системы образования (ее задач, форм организации, средств и методов обучения).
Построение единой содержательной линии в предметных областях, согласующейся с обоснованием методической системы.
Слайд 17Общие цели непрерывного образования:
Воспитание нравственного человека.
Охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей.
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое
развитие детей.
Слайд 18
Дошкольная ступень
достижение макроуровня развития сенсорики;
приобщение детей к ценностям здорового образа
жизни;
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
развитие любознательности, инициативности, произвольности, способности к
творческому самовыражению;
формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Ступень начальной школы
совершенствование достижений дошкольного развития;
осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
развитие положительного самоощущения ребенка;
воспитание готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
формирование желания и умения учиться;
развитие самостоятельности , инициативности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
формирований универсальных учебных действий, базовых компетенций.
Слайд 19Психолого-педагогические условия:
личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
формирование ведущей деятельности как
важнейшего фактора развития ребенка;
создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному,
эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
предоставление ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности.
Слайд 20
Направления в решении задач преемственности:
Создание непрерывных комплексных программ дошкольного
и начального образования либо единым авторским коллективом, либо взаимодействующими коллективами.
Общетеоретическое
решение проблемы на основе компонента «готовность к школе».
Слайд 21
Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком такого уровня
физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создает необходимую основу
для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.
Слайд 22
Педагогические условия преемственности в математическом образовании между ДОУ и начальной
школой.
Слайд 23
1. Найти общий язык, на котором могут говорить о Ребенке
– будущем первокласснике – все заинтересованные участники преемственной цепочки (педагоги
детского сада и школы, родители).
Слайд 242. Общей целью курса математики для ДОУ и школы должно
быть признано достижение нового типа образовательного результата, не сводимого к
простой комбинации сведений и навыков и ориентированного на решение реальных задач.
В Примерной программе начального общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.
В обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования в разделе «Планируемые результаты освоения детьми ООП ДО» указаны следующие:
Ребёнок, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Слайд 253. Устранение дублирования программ. Программа математического развития дошкольников должна быть
ориентирована на формирование у детей математических понятий и представлений, лежащих
в основе содержания курса математики для начальной школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности. Формирование основных групп предметных умений. Развитие основных видов универсальных учебных действий.
Слайд 26
4. Математическая подготовка старших дошкольников должна строиться на основе свойственных
детям данного возраста наглядно-действенного и наглядно-образного типов мышления и ориентирована
на формирование у них основ словесно-логического (абстрактного) типа мышления.
Слайд 27
5. Общими средствами обучения математике в ДОУ и начальных классах
являются источники получения информации: слово, наглядность, практическое действие. Логические структуры
создаются только в связи с действиями, выполняемыми на предметах. До своего применения к чисто словесным высказываниям логика должна быть организована в недрах практических манипуляций с предметами.
Слайд 28
6. Необходимое условие – упражнение органов чувств (анализаторов), формирование сенсорных
эталонов и способностей, позволяющих Ребенку всесторонне воспринимать окружающий мир. В
процессе сенсорного развития Ребенок получает первоначальные представления о свойствах окружающих объектов и отношениях.
Слайд 297. РО. Подлинное предназначение развивающего обучения дошкольника - не натаскивать,
«не набивать руку», т.е. не сужать возможности ребенка под видом
их мнимого расширения через «усвоение нового» (симплификация развития). Оно призвано принципиально расширять эти возможности в направлении универсальности как ключевого ориентира человеческого развития. Развитие креативности и вариативности мышления.
Глубокое понимание потребностей детей, их мотивов, особенностей поведения, развития, опора на них.
Слайд 308. Обогащение развивающей образовательной среды.
9. Ориентация на развитие умственных способностей
Ребенка: формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, схематизировать, обобщать,
делать выводы, умозаключения и т.п.
10. Развитие познавательных процессов и способностей в процессе ФЭМП.
11. Овладение детьми приемами учебной деятельности. Формирование мотивации учения, интереса к математике и процессу обучения в целом.
12. Обеспечение системности в процессе формирования математических знаний и математических у дошкольников.
Слайд 31
Ошибки, допущенные при воспитании и обучении дошкольников, могут иметь самые
серьёзные последствия. Если теоретическая позиция должна быть к началу школьного
обучения, то на каком этапе жизни ребёнка она создаётся?
На предшествующем.