Слайд 1Основные цели, задачи и содержание уроков внеклассного чтения
Презентацию подготовила:
Колотовкина
Анастасия
Студентка 2 «А» группы
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Д. Дидро
Слайд 2История развития внеклассного чтения
Сегодня в методике внеклассного чтения сложилась
четная
система обучения детей самостоятельному чтению
Слайд 3Система обучения детей самостоятельному чтению
1-3 класс
Слайд 4Система обучения детей самостоятельному чтению
1-4 класс
Слайд 5Из учебника М. Р. Львова
«Методика преподавания русского языка» (стр.
165)
«Раздел “Методика внеклассного чтения” –
один из важнейших разделов методики
родного
языка и занимает особое место».
«Нельзя ждать от самой лучшей школы, что она даст ребенку все, что ему нужно. Как бы не были хороши программы, они дают только крохи. Надо, чтобы ребенок пополнил чтением те знания, которые дает ему школа»
Н. К. Крупская
Слайд 6«Научить к моменту завершения начального обучения всех детей охотно и
осмысленно выбирать и читать доступные им книги, чтобы успешно учиться
в средней школе, чтобы становиться хорошими, полезными людьми, черпая из книг и как бы примеряя на себя накопленный человеческий опыт»
Н. Н. Светловская
Цель
внеклассного чтения
Слайд 7Кабинет внеклассного чтения
«Уголок» внеклассного чтения
Материальная база
для внеклассного чтения
Что должно
быть подготовлено
к урокам внеклассного чтения?
Подборки книг-«коллективок» и внекомплектные книги
по всей тематике детского чтения и по сериям.
Слайд 8Какие книги нужно использовать на различных этапах?
Слайд 9Можно ли заменять книги?
Если учитель захочет заменять книги и произведения
в связи с неимением указанных или новыми, или теми, которые
ему особенно нравятся, тогда нужно строго соблюдать точность замены:
по тематике,
по типу издания,
по специфике литературного текста,
по наличию гигиенических норм.
Слайд 10Что такое специфика литературного текста?
Специфика литературного текста – жанр читаемого
произведения, принадлежность книги (русская, советская, зарубежная), характер текста (справоч., художеств.,
научно-поп.)
Слайд 11Таблицы по внеклассному чтению
Каждая таблица рассматривается в конце соответствующего урока,
а затем вывешивается в классе и висит в течении всего
времени до следующего урока, напоминая школьникам, к каким книгам надо обращаться, какие виды читательской деятельности выполнять.
Слайд 12Пример таблицы внеклассного чтения
Пример таблицы внеклассного чтения
Слайд 13План отзыва о прочитанной книге:
Название книги, выходные данные.
Краткое содержание книги.
Самое
интересное место в книге.
Впечатления от прочитанной книги.
Слайд 14Подготовительный этап обучению
внеклассному
чтению
Слайд 15Подготовительный этап обучения внеклассному чтению
1) Отбор книг для внеклассного чтения:
По жанру это сказки, стихи, загадки, рассказы по 6-7 темам.
Книги
должны быть хотя бы относительно новыми, неизвестными.
Доступны по содержанию.
Невелики по объему (из книги в 14-30 страниц читается 3-7 мин. Текст в 1-2 стр).
Книги должны быть разными по структуре:
Одно произведение одного автора,
Несколько произведений одного автора,
Произведения разных авторов
Книга с красочным оформлением, большого формата, хорошая бумага, четкий крупный шрифт, небольшой объем, иллюстрированная обложка, цветные иллюстрации.
Слайд 162) Структура занятия подготовительного этапа:
Беседа, предшествующая чтению вслух (2-3 минуты)
Выразительное
чтение и прочитывание учителем
избранного художественного произведения
вслух (3-7 минут)
Коллективное
воссоздание прочитанного, размышления о прослушанном (4-6 минут)
Рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, с целью нахождение этого произведения в книге (3-4 минуты)
Рекомендации в возможной внеурочной деятельности учащихся с книгой
Подготовительный этап обучения внеклассному чтению
Слайд 173) Основные методы и приемы работы:
Повторное выразительное чтение;
Словесное рисование;
Изображение ситуации
с помощью мимики, жеста, движений;
Беседа-дискуссия.
Подготовительный этап обучения внеклассному чтению
Слайд 18На данной этапе учащиеся должны взаимодействовать с книгой не мысленно,
а практически, одновременно с учителем. Или необходимы «коллективки».
Подготовительный этап обучения
внеклассному чтению
Слайд 19В понятие «Знания книги» вкладываются умения:
Называть фамилию автора и заглавие
книги;
Знать, о чем или о ком в ней рассказывается;
Уметь по
определенным признакам отнести книгу к теме;
Ориентироваться в различии книг по оформлению;
Определять, где книга-произведение, а где книга-сборник.
Подготовительный этап обучения внеклассному чтению
Слайд 20Учащиеся отыскивают в книге прослушанное произведение, или определяют количество и
тематику помещенных здесь произведений. При этом школьники учатся по внешним
приметам (заглавию или иллюстрации), а также по фамилии автора, если с его творчеством они уже знакомы, определять тему, жанр, эмоциональную окраску содержания в книге произведений.
Ориентировка в книге
Слайд 21Выразительное чтение произведения вслух учителем.
Требования к чтению:
читать текст
только из книги;
интонация чтения близка к рассказыванию;
все песенки,
потешки наизусть;
из книги во время чтения ничего не показывать;
при чтении не ходить.
Чтобы актуализировать умственную и практическую деятельность учащихся на уроке, следует применять разнообразные виды работы:
Слайд 22Чтение стихотворения учителем наизусть;
Инсценирование произведений;
«Живые картины» по прочитанному;
Беседа-дискуссия;
Словесное рисование;
Использование наглядных
пособий.
Чтобы актуализировать умственную и практическую деятельность учащихся на уроке, следует
применять разнообразные виды работы:
Слайд 23Начальный этап
обучения
внеклассному
чтению
Слайд 24Начальный этап обучения внеклассному чтению
1) Отбор книг для внеклассного чтения:
Книги из серии:
«Читаем сами»,
«Библиотека детского сада»,
«Для маленьких»,
«Мои первые книжки».
Слайд 25Начальный этап обучения внеклассному чтению
1) Отбор книг для внеклассного чтения:
Требования:
1)
Шрифт – размером 4,5мм. и более, строгих форм, бумага белая
плотная, хорошие иллюстрации.
2) Текст в книгах-«коллективных» должен занимать 50-60% площади страницы, остальное – поля.
3) Строка диной в 80-126мм.
4) Текст на каждой странице должен сопровождаться иллюстрациями.
5) Книги с отступлениями от типового оформления:
- отсутствие на обложке фамилии автора, заглавия или того и другого,
- графически осложненное написание названия книги или необычное расположение названия,
- большое количество дополнительных надписей на обложке.
Слайд 262) Структура занятия внеклассного чтения на начальном этапе:
Решение задач по
ориентировке в книгах (до 5 минут).
Чтение учителем художественного произведения вслух
(до 7 минут).
Беседа-рассуждение о прочитанном (до 5 минут).
Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит прочитать (до 5 минут).
Чтение учащимися названного учителем произведения
про себя (до 10-12 минут).
Выявление и оценка качества самостоятельного чтения-рассматривания (7-10 минут).
Рекомендации для работы с книгой на неделю (1-2 мин).
Начальный этап обучения внеклассному чтению
Слайд 273) Особенности ведения урока внеклассного чтения:
Книги, отобранные к уроку, следует
выставить у доски до урока и приучать первоклассников рассматривать их
в перемену.
Для индивидуального самостоятельного чтения желательно предлагать детям одну и ту же книгу и одно и то же произведение.
Дети учатся записывать данные о книге, сначала рассматривая запись учителя, а затем действуют и сами (с середины 3 четверти).
Работать с книгой, которая оказалась перед ребенком, он начинает сразу, не дожидаясь никакой команды. Читают, проговаривая вполголоса.
Никогда нельзя чтение-рассматривание новой книги начинать с коллективной работы. Перечитывание проводится как итог самостоятельного чтения и разборе.
Во время самостоятельной работы детей с книгой учитель не вмешивается в действия детей.
Начальный этап обучения внеклассному чтению
Слайд 28Этот этап начинается тогда, когда будет обеспечен элементарный уровень, обеспечивающий
готовность ребенка к самостоятельному чтению. Этот уровень характеризуется такими показателями:
Сформированность
интереса к книге.
Начальный этап обучения внеклассному чтению
Овладение грамотой и темпом чтения не ниже 32-45 слов в минуту (вслух), и 45-60 слов в минуту (про себя).
Широта читательского кругозора в объеме 96-98 книг по всей тематике; воспроизведение по памяти 2-3 книги по 1 теме.
Слайд 29Эта работа проводится не после чтения, а перед чтением книги,
преимущественно самостоятельно.
Книги подбирает учитель.
Книги берутся как в типовом оформлении, так
и с усложнениями в оформлении.
Особенности и упражнения по ориентировке в книге
Слайд 30Определение темы и (или) жанра группы книг.
Это значит что учащиеся
должны определить, о ком (о чем) или (и) что –
сказки, рассказы, стихи – будет прочитано на уроке. Затем последовательно называют каждую книгу и обосновывают свое мнение.
Упражнения по ориентировке в книге
Слайд 31Выбор книги из ряда предложенных
Для упражнений выбираются книги по 2-3
признакам: тема, жанр, фамилия автора, наполняемость книги. По указанным ориентирам
учащиеся выбирают книгу.
Упражнения по ориентировке в книге
Слайд 32Дополнение книжной выставки одной или несколькими книгами
Выставка книг озаглавливается
после чего учитель показывает одну или несколько книг и предлагает
детям ответит на вопрос, можно ли их поставить на выставку.
Упражнения по ориентировке в книге
Слайд 33Домашние задания на данном этапе:
Домашнее задание нацелено на освоение каждым
учеником умения самостоятельно выбирать книгу в соответствии с темой предстоящего
урока и личными читательскими возможностями.
Групповые домашние задания учащиеся выполняют 1-2 р. В четверть к урокам-отчетам.
Следует помнить что:
Во внеурочное время учитель дает учащимся необходимые консультации.
Домашнее задание выполняется устно и проверяется тоже устно.
Оценка за выполнение ставится за то, на каком уровне трудности работы с книгой действовал ребенок.
Слайд 34Урок внеклассного чтения переходного типа
Эти уроки предусмотрены между подготовительным и
начальным этапами. На таких уроках учащиеся впервые под наблюдением учителя
попробуют читать разные произведения и даже разные книги, участвовать в коллективной беседе о прочитанном.
Слайд 35Особенности уроков внеклассного чтения
1) Упражнения по ориентировке в детских книгах.
В
переходный период учащиеся тренируются в выборе книги из ряда предложенных
учителем или в сопоставлении конкретной книги с заданной учителем группой книг (чем похожи, чем отличаются)
2) Есть своя специфика и в отборе книг для самостоятельного чтения учащихся.
Слайд 36Особенности уроков
внеклассного чтения
3) Беседа, выявляющая качество самостоятельного чтения-рассматривания учащимися.
Существуют варианты такой беседы:
А) Если все прочитанные произведения рассказывают о
разном, не имеют общего в структуре, учитель может задавать классу общие вопросы.
Б) Более сложной является построение беседы по произведениям, посвященным одному герою. В такой беседе следует идти от называния учителем качества, эмоционального состояния, черты характера персонажа, а дети подтверждают их текстом.
В) Еще более сложна беседа по произведениям, которые объединены общей темой, но освещают ее с разных сторон. В этом случае необходимо вести разговор сначала об одном произведении, затем о другом.
Г) Усложненный вариант беседы заключается в постановке учителем вопросов общего, проблемного характера
Слайд 37Активизировать деятельность учащихся во время беседы можно разными приемами
Выборочное чтение
Частичный
пересказ
Чтение по ролям
Драматизация
Слайд 38Основной этап обучения внеклассному чтению
Слайд 39Особенности занятий внеклассного чтения в 3-4 классе
Ясная формулировка цели предстоящего
урока.
Четкое определение цели отбора книг (какие книги надо прочитать и
почему).
Постоянная ориентировка на рекомендательный список.
Слайд 40Особенности работы с книгой (3 класс)
Необходимо научить детей готовится к
рассказу о прочитанном на уроке в течение 2-5 минут.
На уроке
учитель не только выслушивает ответы детей, но и демонстрирует образец рассказов о книге.
Специфической задачей урока в 3 классе является организация общей беседы по теме уроков с опорой на разные прочитанные детьми источники. Задавая детям вопросы, следует помнить, что в беседе не должно быть ни одного вопроса, на который можно бы было ответить, не прочитав внимательно произведение.
Слайд 41Особенности работы с книгой
(4 класс)
Организуя работу учащихся, учитель должен
заботиться не только о том, чтобы дать детям определенные знания,
развить в них ум и чувства, но и зажечь в них жажду серьезного труда, формулировка темы предстоящего урока постепенно перестает имитироваться учителем. Чтобы закрепить читательскую зоркость и расширить читательский кругозор, в течение 3-5 минут на уроке перед постановкой домашний заданий (или в другое время) учитель проводит устные читательские диктанты.
Слайд 42Урок внеклассного чтения должен научить детей давать на книгу письменный
отзыв
Читательский дневник
2-3 предложения о книге, о чем эта книга.
Чем запомнилась
книга.
Оценка книги.
Слайд 43В конце года учащиеся знакомятся с «Заповедями читателя»
1. Прежде чем
читать, определи, о каком времени рассказывает книга. А закончив чтение,
установи, долго ли длилось событие.
2. Обрати внимание, где и с кем происходит все, о чем читаешь.
3. Используй книги-справочники и иллюстрации, постарайся представить героев и обстановку как более конкретно.
4 Если книга «толстая», читай ее по частям.
5. Закрывая книгу, даже прочитав лишь часть ее, обдумай, что запомнилось, взволновало, испугало, обрадовало, поразило, удивило.
5. Закрывая книгу, даже прочитав лишь часть ее, обдумай, что запомнилось, взволновало, испугало, обрадовало, поразило, удивило.
Слайд 44В конце года учащиеся знакомятся с «Заповедями читателя»
6.Сравни свои впечатления
от чтения сегодня с тем, что испытал вчера.
7.Сразу выдели и
объясни все тебе непонятное.
8.Возвращайся к прочитанному, перечитывай, отмечай, выписывай.
9.Дочитав книгу, представь ее содержание в целом, вспомни героев, реши для себя, хороша ли книга и чем именно хороша.
10.Сопоставь прочитанное с тем, что тебе было неизвестно ранее или с тем, что ты узнал об этом сейчас, но из других источников.
Слайд 45Структура урока внеклассного чтения
1) Рассматривание выставки книг, самостоятельно прочтенных дома.
Выделение наиболее интересных во всех отношениях (3-5 минут).
2) Всесторонний анализ
выделенных книг с участием всех детей
(20-25 минут).
3) Знакомство с новыми произведениями, жанрами, темами и писателями (15-20 минут).
4) Подготовка к следующему уроку (2-3 минуты).