Слайд 1Прошлое не безупречно,
но упрекать его бессмысленно,
а вот изучать
необходимо.
Слайд 2Проверка домашнего задания:
Назовите причины усиления Московского княжества.
Кто был первым русским
царём?
Как прозвали царя в народе? Почему?
Как стали называть Русь к
концу XVI века?
Какой город стал столицей русского государства?
Слайд 3Что такое империя?
Империя- это сильное богатое государство, во главе
которого стоит император.
А кто такой император?
Император- единоличный правитель.
Слайд 4Как зовут человека, который изображён на этом портрете?
Слайд 6Детство Петра.
Каким правителем был Пётр 1?
Что нового внёс Пётр 1
в жизнь страны? В жизнь русского народа?
Почему Пётр 1 получил
прозвание «Великий»?
Слайд 7То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин
Слайд 8Династическая таблица
Милославская М.И.
Алексей Михайлович
Нарышкина Н.К.
Федор Алексеевич
Софья Алексеевна
Петр I
Алексеевич
Иоанн V Алексеевич
Слайд 9Пётр Первый (1672 – 1725)
Петр I Великий — русский царь
и первый российский император, создатель русского флота, основатель Санкт-Петербурга, полководец
и дипломат, сумевший провести самые радикальные реформы в истории России.
Слайд 11 Родителями Петра Первого были царь Алексей Михайлович Романов и царица
Наталья Кирилловна Нарышкина. Царю предсказали рождение сына Петра. Прорицатели утверждали,
что именно Петру уготована удивительная судьба, он унаследует престол и станет героем, с которым не сравнится никто из современников.
Наталья Кирилловна Нарышкина
Мать Петра I.
Царь Алексей Михайлович
Отец Петра I.
Слайд 12 Мальчик родился в ночь на 30 мая 1672 года
в Теремном дворце Кремля. 29 июня в день святых апостолов
Петра и Павла царевич был крещён в Чудовом монастыре и наречён Петром.
Слайд 13Побыв год с царицей, Пётр был отдан на воспитание нянькам.
На четвёртом году жизни Петра умер царь Алексей Михайлович, отец
мальчика. Новым царём стал сводный брат Петра Фёдор Алексеевич.
Слайд 14 Смерть царя Алексея Михайловича и воцарение его старшего сына Фёдора
отодвинули царицу Наталью Кирилловну и её родню, Нарышкиных, на задний
план. Царица Наталья вместе с сыном вынуждена была отправиться в село Преображенское под Москвой.
Слайд 15По старорусскому обычаю Петра начали учить с пяти лет. Его
учителем стал подьячий (мелкий чиновник) Никита Зотов. Царевич учился охотно
и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с картинками.
Неизвестный художник.
Портрет Петра I в детстве.
Слайд 16Петру нравились увлекательные рассказы Зотова о других странах и городах
в те времена, которые были мало известные русскому народу. Кроме
того, Зотов ознакомил Петра с событиями русской истории, показывая и поясняя ему летописи, украшенные рисунками.
Слайд 17Когда Петру было десять лет, умер его брат Фёдор. Маленького
Петра венчали на царство. Но, поскольку Пётр был слишком мал
для царствования, власть перешла к их сводной сестре Софье. Софья была властной, умной и очень честолюбивой женщиной.
Слайд 18 Забавы Петра носили ребячески военный характер. Проживание в
потешных подмосковных сёлах, а не в Кремлевском дворце лишало его
возможности получить правильное дальнейшее образование и в то же время освобождало от пут придворного этикета. Не имея духовной пищи, но имея много времени и свободы, Петр сам должен был искать занятия и развлечения.
Слайд 19Ради забавы Петру построили крепость со стенами, башнями, рвом и
подъёмным мостом. Крепость назвали Потешной.
Слайд 20 Позже были созданы два потешных полка Семёновский
и Преображенский. Потешные солдатики Петра со всей точностью настоящих солдат
выполняли все команды своего маленького командира.
Слайд 21Позднее, в 1687 году Пётр I создал из потешных войск в составе Преображенского и
Семеновского полков Российскую императорскую гвардию. Свое боевое крещение русская гвардия получила в Северной войне
1700.
Слайд 22Солдаты Потешных войск Петра I были вооружены шпагой и портупеей, надевавшейся на пояс поверх кафтана.
Более подробных сведений не сохранилось. Лейб-гвардии бомбардирская рота, по-видимому, была вооружена.
Слайд 23 Таким образом, детские забавы маленького Петра легли в
основу формирования Российской императорской гвардии.
Слайд 24 Однажды Пётр в усадьбе своего родственника обнаружил брошенную без
употребления лодку. Это был английский бот, предназначенный для плавания на
море. Любопытный царь заставил отремонтировать для него этот ботик и спустил его в реку Яузу. Впоследствии Петр I называл этот ботик «Дедушкой русского флота». Петр научился ценить не знатность и родовитость, а способности человека, его смекалку и преданность делу.
Слайд 25Плавание в детские годы пробудило в Петре Первом страстную любовь
к
мореплаванию в будущем.
Царь Пётр
изучает теорию
кораблестроения.
Слайд 26Военное кораблестроение при Петре Первом.
Слайд 27На своей личной печати Пётр Первый вырезал слова: «Я –
ученик и нуждаюсь в учителях».
Ему всё было нужно знать: как
корабль строить, как на станке столярном работать, как сапоги шить… Не умел он сидеть без дела. А за лень, нечестность и недобросовестность подчинённых строго наказывал.
Слайд 28В 17 лет Пётр Первый стал полноправным правителем Российского государства,
отстранив от правления свою сестру Софью.
Слайд 30« Благодаря преобразованиям Петра 1 Россия превратилась в одно из
сильнейших государств в Европе»
Слайд 31Преобразование – это крупное изменение, перемена.
Слайд 32Преобразования Петра Первого.
Создал русский флот
Слайд 33Открыто много образовательных заведений
Пётр I создал «Школу математических и навигацких
наук», Артиллерийскую, Инженерную и Медицинскую школы
В 1725 году в Петербурге
открылась первая Российская академия Наук (РАН)
Здание Академии наук в Петербурге
Слайд 34Преобразования Петра Первого.
.
Была проведена реформа в сфере культуры и
образования.
Открывались школы, институты и университеты. Стали появляться светские учебные
заведения. Основана первая русская газета. Успех по службе Петр поставил для дворян в зависимость от образования. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни.
Слайд 35Изменился внешний вид бояр: прически, одежда.
Пётр запретил знатным людям, купцам,
зажиточным горожанам носить бороду и русское платье.
Костюм времён Петра I
– жабо, парики, бритое лицо, камзолы, платья на каркасах с декольте.
Слайд 36Основан первый русский музей
Музей назвали Кунсткамерой.
Здание Кунсткамеры. Петербург.
В зале музея.
Петербург. Кунсткамера.
Слайд 37Преобразования Петра Первого.
.
Была проведена военная реформа.
Стали проводиться общие
рекрутские наборы, началось обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев
и семёновцев. Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. В 1716 году был издан Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военных. В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было.
Слайд 38Преобразования Петра Первого.
.
Была проведена финансовая реформа.
В 1704 году
Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной
единицей стала не деньга, а копейка.
10 рублей золотом с профилем Петра.
Рубль серебром с профилем Петра.
Слайд 39Преобразования Петра Первого.
Была проведена государственная реформа. Раньше государством управляла Боярская
дума. Теперь – Сенат, состоящий из 8-9 доверенных лиц.
Слайд 40Преобразования Петра Первого.
Ввел новый календарь
Повелел отсчитывать годы от Рождества Христова.
Повелел
праздновать Новый год 1 января.
Слайд 44На Заячьем острове была построена Петропавловская крепость.
Дата её основания
- 16 мая 1703 года- считается днём рождения города.
Слайд 45О чём узнали на уроке?
Каким было детство Петра?
Что Пётр 1
сделал для России?
Каким человеком был Пётр 1?
Почему Петра 1 называют
Великим?
Слайд 46Во времена правления Петра Первого значительно вырос авторитет России в
мире, а сам император стал для многих образцом государя-реформатора.
Слайд 47Было интересно узнать, что …
Меня удивило …
Было трудно …
Теперь я
знаю, что …