Слайд 2 Сущность воображения как познавательного процесса заключается в преобразовании
представлений, создании новых образов на основе имеющихся. Воображение выражается в
построении образа средств и конечного результата деятельности, в создании программы поведения в тех случаях, когда ситуация неопределенна, в воссоздании образов, соответствующих описанию объекта.
Слайд 3Функции воображения
Познавательная функция
Аффективно-защитная функция
Слайд 4 Познавательная его функция реализуется благодаря отделению предмета от
образа и обозначению его с помощью слова, в результате у
ребенка формируется способность составлять план предстоящих действий.
Слайд 5 Аффективно-защитная функция обуславливает возможность предохранить легкоранимую личность ребенка
от тяжелых переживаний, душевных травм. С помощью создания воображаемой ситуации
может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное символическое разрешение конфликтов, которые трудно снять иными способами, например, ребенок строит воображаемые ситуации, снимающие угрозы его «я».
Слайд 6Сюжетно-ролевая игра
Воображаемая ситуация
Творческое принятие роли
Использование предметов-заместителей
Слайд 7Активное воображение
Воссоздающее
Творческое
Слайд 8 У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения
обусловлены:
замедленным формированием их речи,
своеобразным развитием значений слов,
отставанием в развитии
сюжетно-ролевой игры и мышления.
Слайд 9 Их сюжетные игры более однообразны, стереотипны, они больше
склонны к простому подражанию. Воображение глухих дошкольников «привязано» сначала к
восприятию, а потом к памяти. Глухие дети часто не могут использовать предметы-заместители, у них наблюдаются трудности в формировании познавательной функции воображения, позже, чем у слышащих, происходит разделение в цепочке «предмет — образ — слово». Таким образом, уже на ранних этапах онтогенеза глухие дети начинают отставать от слышащих сверстников в развитии воображения.
Слайд 10 На протяжении школьного обучения происходит развитие воссоздающего
воображения.
По мнению М. М. Нудельмана, большой интерес
представляет исследование творческого воображения глухих детей, так как ограниченность общения со взрослыми и сверстниками не дает им возможности получать достаточное количество информации, а отставание в развитии мышления и речи препятствует усвоению приемов и способов переработки имеющихся представлений. В младшем школьном возрасте наблюдается отставание в развитии творческого воображения.
Отставание глухих младших школьников в развитии творческого воображения объясняется недостаточностью их сенсорного опыта, его малым разнообразием, а главное — несформированностью комбинаторных механизмов воображения, что приводит к трудностям в переструктурировании прошлого опыта.
Слайд 11 Важнейшими условиями развития воображения у детей с
нарушениями слуха являются:
во-первых, обогащение их опыта, знаний и представлений о
мире, воспитание интереса к чтению художественной литературы;
во-вторых, формирование умений мысленно оперировать представлениями и образами, преобразовывать их, т. е. способствовать развитию операциональных компонентов творческого воображения.
Для этого можно использовать разные виды конструирования, иллюстрирования прочитанных литературных произведений; проведение ролевой игры по рассказу, драматизации. Таким образом, при оптимальной организации обучения глухих детей, при совершенствовании их мышления и речи достигается компенсаторное развитие воображения.
Слайд 12 Таким образом, при оптимальной организации обучения глухих детей,
при совершенствовании их мышления и речи достигается компенсаторное развитие воображения.