Слайд 1Богатырь- герой русских былин
и воин, отличающийся необычной
силой, удалью, мужеством и
умом
Слайд 21.-----------
2.Смелый, мужественный.
3.Защищает, обороняет, сражается.
4.Защитник. Спаситель. Воин.
5. Витязь.
Определите первое слово синквейна?
Слайд 3Сегодня мы поговорим о богатырях.
Кто такие богатыри?
В какие времена они
жили ?
А есть ли они сейчас?
Слайд 4-Богатырь- герой русских былин, воин, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством
и умом.
Слайд 5Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста
и крепкого телосложения, сильный, смелый.
Как сейчас понимается это слово?
Слайд 6Чем занимались богатыри? Охраняли русскую землю
Слайд 7Как одеты они, на чём и с чем шли на
битву?
Доспехи( латы, кольчуга, меч, боевые кони, одежда…)
Какова же
будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, кто такие богатыри)
Слайд 8Каких русских богатырей вы знаете?
Слайд 9Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан
и Людмила»
Слайд 10
Как вы думаете, о чём может быть это произведение?
О
подвиге витязя Руслана в сражении с басурманами.
Мы прочитаем текст,
делая остановки, и попытаемся понять,
почему именно этот отрывок из поэмы А.С. Пушкина взят на уроке.
Слайд 11Что вы представляли, слушая стихи?
Кто такой Руслан? Как автор относится
к своему герою?
Попробуйте описать Руслана самостоятельно. Работа в паре.
Слайд 12честность,
мужество,
прямодушие,
верность в любви и слове
Ответы ребят.
Слайд 13Как вы думаете, чем закончилось сражение? Победой киевлян.
Кто сыграл самую
главную роль в этой победе? Витязь Руслан.
Слайд 14Чтение отрывка с комментированием
Первая часть. «Дремало поле боевое»
чтение первых 2х
строчек: Определите, когда будут происходить события?(Утром).
после 3-4 строчек: Как вы
понимаете в бездейственном покое?(Ничего не происходило.)
после 5-7 строчек: Найдите в отрывке слова, которыми автор рисует пробуждение боевого поля? (Воспрянул. Внезапный.) Подберите синонимы. Ожил, быстро поднялся. Неожиданный.
Слайд 152 часть. «Внезапный крик сражений грянул».
После 8-9 строчки: Почему киевляне
растерялись?(Услышали внезапный крик.)
Что же случится дальше? Чтение до конца.
Какую
картину вы представили себе? Бой, сражение, киевляне в испуге и вдруг – «Блистая в латах, как в огне, чудесный воин на коне.»
3 часть .«Наш витязь пал на басурмана».
Как вы думаете, что такое латы ? (Металлические доспехи для защиты воина от ударов.)
Слайд 16 РУСЛАН
Нннаш витязь
Чудесный воин
Божий гром
Как автор называет Руслана?
А как Пушкин
описал появление Руслана?
Какими эпитеты он подобрал?
Слайд 17Найдите в 3 фрагменте сравнения
Блистая в латах, как в огне.
Как
божий гром , наш витязь.
Подумайте, зачем автор использует сравнения?
Слайд 18 Как вы понимаете строчку?
Наш витязь пал на басурмана.
Он
обрушил свой меч на головы врагов неожиданно и стремительно.
Вы заметили
как меняется темп, интонация от части к части?
Темп ускоряется .
Слайд 19Сделайте вывод о том, кого считали богатырями на Руси.
Чудесных
воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы.
Скажите, как вы думаете чем
они занимались?
Охраняли родные рубежи от нападения врагов.
Какой момент описан в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»?
Так кто же сам Руслан?
Слайд 20 Задание:
Составьте синквейн - свое понимание слова «богатырь».
У детей получилось
так:
1. Богатырь.
2. Храбрый, сильный.
3. Побеждает, сражается, бьётся.
4. Чудесный воин на
коне.
5. Витязь.
Слайд 21Домашнее задание:
Написать пять предложений на тему: « Кого в наше
время можно назвать «богатырём»?
Отрывки из работ учащихся:
«… Мне очень
бы хотелось, чтобы и в наши дни были такие герои-воины, на которых всегда можно было положиться.»
«…Когда я вырасту, то стану военным, потому что, я считаю, что богатырями в наше время можно назвать только военнослужащих».
«…А я считаю богатырями всех мужчин, у которых есть чувство долга перед Родиной, детьми, родителями».