Слайд 1 ПРОЕКТ
«Удивительный мир
насекомых»
Воспитатель первой категории:
Филиппова Н.Ф
Слайд 2Тип проекта:
познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: 2 недели
Возраст детей: 5-6 лет.
По количеству участников: групповой.
Участники
проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Слайд 3Актуальность проекта:
Большинство современных детей редко общаются с природой.
Поэтому мой проект направлен на то, чтобы наши дети научились
любить и беречь окружающий мир. И я начала эту работу с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
Слайд 4 Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень
полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей.
Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут? Нужны ли насекомые людям и природе?
Какие насекомые живут рядом с нами? Как насекомые зимуют?
Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Слайд 5Задачи:
- расширять и систематизировать знания детей о насекомых: бабочках, муравьях,
пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
- развивать умение делать
выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы; развивать речь детей, коммуникативные навыки; эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Слайд 6Ожидаемый результат:
Дети:
- имеют представления о мире насекомых;
- проявляют интерес к
некоторым видам насекомых;
- знают, какую пользу или вред могут принести
насекомые;
- умеют рассуждать, наблюдать за насекомыми, бережно относятся к ним.
Слайд 7Методы и формы работы:
- наблюдения
- беседы
- рассматривание иллюстраций
- настольные игры
-
подвижные игры
- пальчиковые гимнастики
- дидактические игры
- заучивание стихотворений, пословиц
Этапы реализации проекта:
I. Организационный:
- Накопление педагогом
информации по теме проекта: проведение консультаций, информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых луга их образе жизни.
- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.
- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.
II этап – основной:
Познавательно-исследовательская деятельность:
- Знакомство с видовым разнообразием
насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д.);
- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и на природе с родителями;
- Подбор иллюстраций, картинок о насекомых из старых журналов, книг, из интернета.
Конструирование насекомых при помощи счётных палочек.
Слайд 10 Коммуникативная деятельность:
Беседы-обсуждения:
-«В чём польза насекомых?»
-«Кто такие
насекомые, чем они отличаются от других существ?»,
-«От чего зависит
окраска насекомого?», «Польза муравьев, стрекоз, тараканов»,
-«Интересные факты из жизни насекомых», «Почему божья коровка красная,
-«Паук и дождевые черви – это насекомые или нет?»,
- «Опасные насекомые», «Где дом у насекомых?»,
- «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?»,
-«Бывают ли насекомые детёнышами?»,
-«Насекомые в природе нашего края"
Продуктивная деятельность:
- Рассматривание иллюстраций к книгам;
- Рисование: раскраски «Мир насекомых»
рисование красками «Бабочка» с использованием нетрадиционных методов.
- Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;
- Аппликация: «Божья коровка»
- Лепка: «Божьи коровки на листике», «Улитка и стрекоза»
Трудовая деятельность:
Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых насекомых.
Музыкальная деятельность:
Музыкальная Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»
Слайд 12 Чтение художественной литературы:
-
Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок
и т. д.
-Чтение и обсуждение произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
«Тараканище», В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится», В.Степанова «Стрекоза», В.Д. Берестов «Честное гусенечное», Н. Гали «Муравьиные истории», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост», А.В. Митяев «Муравей и космонавт», и. т. д.
- Чтение и заучивание стихов и четверостиший:
- Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т.д.
деятельность:
- Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
- Физкультминутка «Кузнечики».
-
Физкультминутка «Божьи коровки»
- Физкультминутка «Вот выходим мы на луг…»
- Физкультминутка «Божьи коровки»
- Физкультминутка «Сороконожка»;
- Подвижные игры «Поймай комара» ,«Птицы и бабочки»,
«Мед и пчелы», «Паук и мухи», "Найди свой домик"
- Пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Паучок», «Червячки», «Жук», «Жук-портной», «Сороконожки», «Пчела», «Улитка», «Улей», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»
Слайд 14Дидактические и настольно печатные игры по теме «Насекомые»:
«Разрезные картинки»,
«Вредный – полезный»,
«Четвертый – лишний», «Лото»,
«Двойняшки», «Где спрятались
насекомые?»,
«Найди отличия», «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку»,
«Часть – целое», «Закончи предложение»,
«Узнай, чьё крылышко», «Бывает – не бывает»
«Подбери признак», «Кто, что умеет делать?»
«Назови ласково», «Один – много».
Игровая деятельность:
Слайд 15Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».
Примерные вопросы:
1. Как
вы думаете, что такое луг?
2. Чем насекомые отличаются от птиц?
3.
Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?
4. Как вы считаете, насекомые полезны?
5. Если бы ты был насекомым то, каким?
III этап – обобщающий:
1. Проведение намеченных мероприятий.
2. Самостоятельные творческие работы.
3. Сбор и обобщение материала, показ презентации - фотоотчёт по проделанной работе.
Слайд 16Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С
мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С
дудочкой пастух.
Слайд 17На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден
он,
А жильцов в нём миллион.
(муравейник)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он.
(кузнечик)
ЧИТАЕМ
Слайд 28 Конструируем из счётных палочек и песка
Слайд 29Взаимодействие с родителями дошкольников:
1. Осуждение плана проведения проекта, его мероприятий.
2.
Домашние задания по отбору и оформлению материалов к проекту.
3. Разучивание
стихотворений, загадок, пословиц о насекомых.
4.Консультации «Наблюдения в природе летом», «Первая помощь при укусах насекомых».
5. Наблюдение за насекомыми во дворе, на даче, в деревне…
Выводы по проекту:
Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать,
делать выводы.
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом дети рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.
Слайд 31По результатам проекта было выявлено, что:
пополнили свои знания о
внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
возникло
желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;
появилось желание самостоятельно заниматься
творческой деятельностью.
На основании проведенных исследований дети
пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.