Слайд 1Психологические основы образовательных стандартов
Подготовила
педагог-психолог
Зарипова Л.Л.
Слайд 2Зачем современному ребенку в России нужен детский сад?
Общение.
Приобрести
опыт совместной и коллективной деятельности.
Культурное развитие.
Слайд 3Условия, обеспечивающие культурное развитие
Программы дошкольного образования, построенные с учетом соответствующих
стандартов, должны обеспечивать ребенку культурное развитие, а это значит, что
в программах и стандартах должны быть предусмотрены все необходимые условия для полноценного общения ребенка с окружающими.
Известны две прямо противоположные парадигмы построения системы образования.
В одной из них главным субъектом образовательного процесса является общество.
Другая, прямо противоположная парадигма построения системы образования связана с созданием особых условий, в которых ребенок может не только реализовывать свой уровень актуального, уже состоявшегося развития, но и быть выше самого себя, пусть хотя бы на какое-то ограниченное время.
Слайд 4Психологическая основа развития системы дошкольного образования
Это целостное представление о ребенке
дошкольного возраста;
представление о его целостной жизнедеятельности;
представление об индивидуальных
траекториях развития в дошкольном периоде детства.
Слайд 5Психологические закономерности способствующие развитию системы дошкольного образования
детская непосредственность
ситуативность
непроизвольность поведения
специфическая целостность психики дошкольника и мировосприятия
недифференцированность
внешнего и внутреннего мира.
Слайд 6Основная психолого-педагогическая цель системы дошкольного образования
В процессе дошкольного образования ребенок
должен научиться управлять своими эмоциями.
У него должно возникнуть «обобщение
переживания» и «интеллектуализация аффекта» (Л.С. Выготский), или «предвосхищающие эмоции» (А.В. Запорожец).
Слайд 7Условия достижения цели
Первое условие связано с тем, что развивающее образование
детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи.
Второе условие достижения основной психологической цели дошкольного образования касается особенностей обучения детей дошкольного возраста.
(Л.С. Выготский выделяет два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен учиться по программе другого. )
Третье условие становление и развитие детской игры – ведущей деятельности в дошкольном периоде.
Слайд 8Роль детской игры
Во - первых, игра создает условия для целенаправленного
развития воли и эмоций.
Во - вторых, игра в дошкольном детстве
существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности.
В-третьих, хотя игра в силу наличия в ней правил способствует развитию произвольности, эта произвольность касается только поведения ребенка внутри игры.
Слайд 9Условия, способствующие становлению и полноценному развитию психики, личности и эмоциональной
сферы ребенка.
Любое содержание должно находить у ребёнка эмоциональный отклик, а
предусмотренные образовательными программами знания, умения и навыки не должны спускаться сверху, а должны быть востребованы самими детьми.
Формирование мотивов обучения является важнейшей задачей дошкольного образования.
К любым событиям, какими бы интересными и сюрпризными они ни были, надо готовиться и прежде всего психологически.
Ориентируясь на формирование у детей мотивов обучения: не надо учить детей и не надо их воспитывать, а надо жить вместе с ними интересной, в том числе для вас самих, содержательной жизнью.
Эмоциональная насыщенность всей жизни ребенка, в том числе эмоциональная окрашенность обучения,
Выделение игры в качестве основной деятельности, в которой происходит становление и развитие произвольности