Слайд 1Сообщение из опыта работы:
«Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и
фонематического слуха дошкольников»
Выполнила воспитатель
Великанова Ксения Степановна
2017г.
Слайд 2Актуальность проблемы
Актуальность нашего исследования мы видим в том, что театрализованная
игра помогает решить одну из важнейших задач – развитие речи
так, как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.
Слайд 3Объект, предмет
Объект исследования – театрализовано-игровая деятельность как средство развития и
совершенствования речи, формирования фонематического слуха.
Предмет исследования- условия формирования фонематического слуха
и развития речи в процессе театрализовано-игровой деятельности.
На основе сделанных выводов мы определили цель исследования – отобрать наиболее эффективные виды использования театрально-игровой деятельности для развития речи и формирования фонематического слуха дошкольников.
Слайд 4Задачи
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования.
2. Определить основные направления исследования и выявить наиболее эффективные
виды использования театрализовано-игровой деятельности в образовательном процессе ДОУ.
3. Сформулировать ведущие условия, обеспечив эффект в использовании театрализовано-игровой деятельности для развития речи и формирования фонематического слуха дошкольников.
Слайд 5Гипотеза
Гипотеза: подбор различных видов театрализовано – игровой
деятельности положительно влияет на развитие речи и формирование фонематического слуха
дошкольников если:
Воспитатель понимает необходимость использования театрализовано – игровой деятельности как средства развития речи.
Отбираются эффективные приемы использования театрализовано – игровой деятельности для развития речи.
Театрализовано-игровая деятельность как средство развития речи будет использоваться осознано и систематически.
Слайд 6Методологическая основа
Методологическую основу нашего исследования составляет положение о развитии речи
у дошкольников (М.М. Алекссева, В.И. Яшина, Г.А. Фомичёва, Л.П. Федоренко
и др.), а также положение по вопросам развития речи детей в процессе театрализованной игровой деятельности (И. Ярославцева, С.Н. Томчикова, Н.С. Карпинская и др.)
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики развития речи, наблюдение, эксперимент, анализ полученных данных, обобщение.
Слайд 7Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что
её результаты позволяют расширить и углубить представления об положительном влиянии
театрализовано-игровой деятельности на развитие речи у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный в исследовании цикл занятий и методические рекомендации по развитию связной речи средствами театрализовано-игровой деятельности могут быть использованы в практической деятельности воспитателей для оптимизации процесса развития речи детей дошкольного возраста.
Слайд 8Новизна исследования
Новизна исследования сформулирована в том, что для активизации речевого
развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие
мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Слайд 9Теоретические вопросы работы
Глава 1. Теоретические основы исследования использования театрализовано-игровой деятельности
в развитии речи и фонематического слуха
1.1 Психолого-педагогические основы использования театрализованной
деятельности в развитии речи и фонематического слуха
1.2 Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи
Глава 2. Дидактические основы использования театрально-игровой деятельности в образовательном процессе
Слайд 10Использование театрализованной деятельности в ДОУ
В сфере познавательного
развития:
-развитие разносторонних представлений о действительности
-наблюдение за явлениями природы, поведением животных
-обеспечение
взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы
-развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата
Слайд 11Использование театрализованной деятельности в ДОУ
В сфере социального
развития:
-формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности
-воспитание культуры
познания взрослых и детей
-воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе
-развитие эмоций
Слайд 12Использование театрализованной деятельности в ДОУ
В сфере речевого
развития:
-содействие развитию монологической и диалогической речи
-обогащение словаря, образных выражений, сравнений,
эпитетов, синонимов, антонимов
-овладение выразительными средствами общения
Слайд 13Использование театрализованной деятельности в ДОУ
В сфере эстетического
развития:
- приобщение к высокохудожественной литературе
- развитие таких форм воображения, в
основе которых лежит интерпретация литературного образа
-приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов
-создание выразительного художественного образа
-развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата
-организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций
-обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов
Слайд 14Использование театрализованной деятельности в ДОУ
В сфере развития
движений:
-согласование действий и сопровождающей их речи
-развитие умения воплощать в творческом
движении настроение, характер, и процесс развития образа
-поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений
Слайд 15
Каким образом эти задачи можно решить в рамках театрализованной деятельности?
1.
познакомить с разными типами театров
2. поставить спектакли разных жанров, где
дети актеры, декораторы, гримеры, осветители
3. организовать сцену
4. создать костюмы – на занятиях по ручному труду
5. работать над каждым спектаклем не менее 2 месяцев
Слайд 16
Общая система организации работы:
1. знакомство с театром данного жанра
2. знакомство
с текстом художественного произведения
3. освоение выразительных средств передачи образа
4. изготовление
макетов, атрибутов, декораций
5. проигрывание содержания на макете
6. организация театральной постановки
Слайд 17
Содержание, условия и этапы развития речи с помощью театрально-игровой деятельности
Исследовательская
работа проходила в три этапа:
- констатирующий этап: проходило диагностирование развития
речи в группе старших дошкольников;
- формирующий этап, в ходе которого был подобран специальный цикл театрализованных игр, влияющих на развитие речи.
- контрольный этап, в ходе которого было проведено контрольное диагностирование развития речи старших дошкольников.
Слайд 18Констатирующий этап
Для работы и проведения констатирующего этапа были
выбраны следующие методы:
Анализ ресурсного обеспечения;
Наблюдения за речью детей в разных
видах деятельности;
Анализ календарно-тематического плана воспитания;
Анкетирование родителей и воспитателей;
Тестирование детей.
Слайд 19Анализ ресурсного обеспечения
В детском саду созданы благоприятные условия
для организации театрально-игровой деятельности.
В рамках информационно- методического обеспечения в методическом
кабинете имеется следующая методическая литература:
1. М.Д. Маханева. «Театрализованные занятия в детском саду».
2. А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду».
3. Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду».
Слайд 20Анализ ресурсного обеспечения
В рамках материально-технического обеспечения воспитатель
использует на занятиях технические средства:
Музыкальный центр.
DVD плеер.
телевизор
В
группе для использования на занятиях театрально-игровой деятельности детей имеется наглядный материал:
Иллюстрации.
Маски-шапочки.
Костюмы.
Театр кукол би-ба-бо.
Настольный театр.
Пиктограммы с изображением эмоций.
Слайд 21Наблюдение за речью детей
Наблюдение за речью детей показало: в своей
речи дети используют редко сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Словарный запас
у большей части группы довольно скуден, редко используются прилагательные, наречия. Проблемы с грамматическим строем речи. Речь прерывистая.
Слайд 22Анализ календарно – тематического плана
Анализ календарно-тематического плана показал, что при
использовании театрально-игровой деятельности отсутствует какая-либо система. Она используется в узком
понятии, только как проведение утренников и инсценировки сказок в театральную пятницу.
Слайд 23Анкетирование родителей
Анкетирование родителей выявило, что интересуются обучением детей 100%, а
занимаются систематически развитием речи детей только 25% родителей. Остальные мало
уделяют время обучению детей и считают, что этим должны заниматься педагоги – 33% родителей, а так же театрализованная деятельность не является средством развития речи, а служит для развлечения и поднятия настроения.
Слайд 24Анкетирование родителей
Результаты анкетирования
Слайд 25Анкетирование родителей
Результаты анкетирования
Слайд 26Анкетирование родителей
100% педагогов считают необходимым использование театрализовано-игровой деятельности в воспитательном
процессе, но испытывают трудности из-за низкого уровня воспитанности и высокого
количества иноязычных детей. А так же 67% педагогов жалуются на отсутствие помощи со стороны родителей, даже иногда в такой мелочи как разучивания роли. И еще одна из важных проблем языковой барьер.
Слайд 27Анкетирование родителей
Результаты анкетирования воспитателей
Слайд 28Диагностика речевого развития
Вопросы диагностики речевого развития детей относятся к наиболее
трудным и малоизученным проблемам, поскольку речь – сложная психическая функция,
подверженная многофакторным влияниям. Она опосредует другие психические процессы, является орудием познания, общения, самовыражения. Изучение уровня овладения детьми родным языком позволяет получить данные не только об их речевых способностях, но и о психическом развитии в целом.
Целью констатирующего этапа являлась диагностика развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для своей диагностики мы выбрали 2 задания, в которых более широко охватывают показатели развития речи: пересказ текста и составления рассказа-описания.
Слайд 29Методика обследования
Для изучения уровня развития речи детей используется методика «пересказа
текста». Детям предлагается прослушать не большие по объёму незнакомые рассказ
или сказку (Приложение 3).
Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям
Слайд 30Анализ
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 10
баллов. 2 балла – правильное воспроизведение; 1 балл – незначительные
отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов – среднему уровню, меньше 5 баллов – низкому уровню.
Слайд 31Анализ
Содержание основных уровней развития речи детей старшего дошкольного возраста
Слайд 32Констатирующий этап
На втором этапе исследования нужно было:
1.
Описать предложенную игрушку;
2. Придумать театрализованную игру по данным игрушкам.
При этом
оценивается способность самостоятельно описать игрушку, использование разнообразных средств выразительности, умение самостоятельно придумать сюжет своего рассказа. Каждое задание оценивалось по двухбалльной системе (2 балла – если ребенок сам смог описать игрушку и придумать игру, 1 балл при помощи наводящих вопросов педагога, 0 баллов, если не справился с заданием.
Таким образом, на основе приведённых упражнений было проведено констатирующие тестирование.
Слайд 33Исследовательская база
Исследовательская база: МКДОУ
№ 9 «Алёнка» пос. Новоульяновский.
В исследовании приняло участие 12 детей в возрасте 5 –
6 лет. По времени исследовательская работа заняла 3 месяца.
Слайд 34
После проведённого исследования были получены следующие результаты:
1 ребёнок (8%) имеет
высокий уровень развития речи. Для Полины Г. характерно хорошее владение
речевыми умениями; самостоятельность и инициативность в придумывании сказок, рассказов, нет повторений рассказов других, используются разнообразные средства выразительности; интерес к аргументации, доказательству, широкое использование их в речи; инициативность в общении.
3 ребенка (25%) имеют средний уровень развития речи. При пересказе эти дети допускают пропуски, логические ошибки, но исправляются самостоятельно при помощи взрослых и сверстников; проявляют интерес к речевому общению, но нет активности.
8 детей (67%) имеют низкий уровень развития связной речи. Он допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при пересказывании требуется помощь взрослого; пропускаются структурные компоненты повествовательного рассказа; в творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников).
Слайд 36
Диаграмма развития речи при использовании методики «пересказа текста» у детей
старшей группы на констатирующем этапе
Слайд 37Выводы
На основании проведенных исследований мы сделали следующие выводы: у 67%
детей отмечается значительное отставание в развитии речи.
Полученные результаты указывают на
необходимость целенаправленной работы по развитию речи у дошкольников. Для повышения речевого развития детей мы в своей практической работе будем использовать театрально-игровую деятельность.
Слайд 38Приёмы развития речи детей посредством театрализовано-игровой деятельности
Следующий этап
практической деятельности – формирующий.
Цель данного этапа – работа по развитию
речи посредством театрализовано-игровой деятельности проводилась в естественных для детей условиях, во время повседневной игровой деятельности.
Был разработан план занятий, который включает в себя театральные игры, упражнения, а так же инсценировки и театрализованные представления.
Слайд 39Условия
Для того чтобы наша работа оказалась успешной мы
соблюдали некоторые обязательные условия:
Прежде всего, это наличие речевого образца –
сказки, стихи, рассказы являются источником яркой образной речи: типичные сказочные выражения, пример народной разговорной речи, повторяющиеся песенки, и четкая композиция текста и др.
Расширяли детские представления и формировали словарь в связи с содержанием литературного произведения.
Слайд 40Проведение формирующего этапа
Работали над содержанием, образами сказки
после ее чтения с целью углубления понимания произведения, обдумывания характеристик,
особенностей литературных героев:
– рассматривание иллюстраций к сказке – выделение особенностей внешнего вида, элементов костюма, настроения героя, средств, с помощью которых передается настроение (поза, мимика и др.), о чем разговаривают персонажи, обстановка, в которой происходят события;
– самостоятельное рисование детьми сказочных персонажей и рассказ ребенка о выполнении замысла;
– повторное выборочное чтение отрывков текста с целью уточнения действий, переживаний, содержания разговора героев произведения;
- пересказ сказки с использованием фигурок настольного театра, фланелеграфа, разных видов кукольного театра;
Слайд 41Проведение формирующего этапа
Целенаправленно использовали приемы активизации и
совершенствования речевой деятельности дошкольников:
- воспроизведение детьми диалогов персонажей;
- рассказывание отдельных
эпизодов сказки, в которых говорят примерно одни и те же слова разных героев (сказка «Три медведя» и передача интонацией особенностей создаваемого образа);
- упражнения на изменение силы голоса: «Ау, ау, Снегурушка» – зовут дети девочку все громче, все дальше уходит она от подружек (сказка «Снегурушка и лиса»);
- разыгрывание маленьких стихов, потешек, дразнилок, что упражняет в произнесении трудных звуков, совершенствует связную диалогическую речь, помогает осваивать разные интонации – просьбы, вопроса, удивления, суждений и др.
- пересказ сказки по ролям;
– проигрывание слов всех персонажей одним ребенком;
– упражнения в передаче эмоционального состояния литературных героев;
- загадывание детям загадок о литературных героях.
Слайд 42
Анализ и оценка результатов использования театрально-игровой деятельности в развитии речи
детей
Заключительный этап исследования – контрольный.
Цель контрольного этапа –
получения данных, подтверждающих или опровергающих нашу гипотезу, выявление влияния использования театральных игр и театрализованных постановок на общий уровень развития речи у детей в контрольной группе по сравнению уровнем на момент констатирующего тестирования. С этой целью было проведено контрольное тестирование. Контрольное тестирование проводилось по той же методике, что и на констатирующем этапе.
Слайд 43Проведение контрольного этапа
Проводя повторное диагностирование уровня развития речи после формирующего
этапа, мы использовали виды заданий аналогичные первым, пересказ и рассказ-описание.
Для пересказа мы взяли рассказ «Братишка» В.Вересаев (Приложение №7). В результате тестирования были получены следующие результаты.
25% детей имеют высокий уровень развития связанной речи. Для них характерно хорошее владение речевыми умениями; самостоятельность и инициативность в придумывании сказок, рассказов, нет повторений рассказов других, используются разнообразные средства выразительности; интерес к аргументации, доказательству, широкое использование их в речи; инициативность в общении.
50% детей имеют средний уровень развития речи. При пересказе эти дети допускают пропуски, логические ошибки, но исправляются самостоятельно при помощи взрослых и сверстников; проявляют интерес к речевому общению, но нет активности.
25% детей имеют низкий уровень развития речи. Он допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при пересказывании требуется помощь взрослого; пропускаются структурные компоненты повествовательного рассказа; в творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников).
Слайд 45
Диаграмма диагностики развития речи при использовании методики «пересказа текста» и
«рассказ-описание» у детей старшей группы в контрольном тестировании
Слайд 46
Сравнительная гистограмма результатов констатирующего и контрольного тестирования
Слайд 47Выводы
В результате совместных усилий педагога и родителей произошли заметные изменения
в детской речи, показатели низкого уровня уменьшились почти в 2.5
раза, 50% детей имеют средний уровень.
Результаты формирующего этапа:
- расширились представления об окружающем мире;
- значительно расширился детский словарь;
- улучшилась звуковая культура речи (четкость произношения, интонационная выразительность и др.;
- речь стала более связной (диалогическая, монологическая);
- освоили грамматический строй родного языка.
Слайд 48Выводы
Дошкольники легко стали пересказывать сказки, рассказы, выразительно читают стихи, в
повседневной жизни включают в свою речь традиционные сказочные выражения, пословицы
и поговорки, знают много загадок, проявляют интерес к выполнению творческих заданий по изменению сюжета и образа художественного произведения.
В целом по результатам практического исследования, мы сделали обобщающий вывод о том, что позитивная динамика показателей развития речи у дошкольников имеет позитивную тенденцию к увеличению, при использовании в воспитательно-педагогическом процессе приемов и методов театрализованной деятельности. То есть, мы доказали гипотезу, которая была нами выдвинута в начале нашего исследования.
Слайд 49Заключение
В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной
проблеме, мы раскрыли роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие
дошкольников и необходимость их использования как во время занятий, так и в свободное время.
Нами был изучен механизм руководства театральными играми и методика проведения занятий.
Так же мы выяснили, что большая часть родителей не знают как можно развивать речь ребенка, помимо занятий по развитию речи.
Результаты исследование показали на констатирующем этапе уровень развития речи был очень низок у 67% детей, 25% средний и лишь 8% высокий.
Мы разработали комплекс занятий постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей дошкольного возраста. После формирующего этапа мы увидели очень продуктивные результаты: детей с низким уровнем развития речи осталось 25%, столько же высокий уровень и 50% средний.
Мы считаем, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность.
Проведенная нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.
Слайд 50
План-программа работы в старшей группе по развитию речи через театрально-игровую
деятельность.
Развитие словаря:
уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и
осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов;
обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
расширить объем правильно произносимых существительных, глаголов;
обогатить активный словарь относительными прилагательными, притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
Слайд 51План-программа работы в старшей группе по развитию речи через театрально-игровую
деятельность.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование
в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения, словообразования;
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные;
совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий, распространять их однородными членами;
сформировать понятие “предложение” и умение оперировать им, а так же навык простого двусоставного предложения из 2 – 3 слов.
Слайд 52План-программа работы в старшей группе по развитию речи через театрально-игровую
деятельность.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:
формировать
правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох;
закрепить навык мягкого голосоведения;
воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением;
развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса;
закрепить правильное произношение звуков в игровой и свободной речевой деятельности;
активизировать движения речевого аппарата, готовить к формированию звуков всех групп;
сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной игровой и речевой деятельности;
сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов;
закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках;
формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляции: в свободной игровой и речевой деятельности;
формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий;
сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
Слайд 53Обучение элементам грамоты:
закрепить понятие “буква” и представление о том, чем
звук отличается от буквы;
познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф,
В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э;
совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина;
сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами.
План-программа работы в старшей группе по развитию речи через театрально-игровую деятельность.
Слайд 54Развитие связной речи и речевого общения:
Развивать умение вслушиваться в обращенную
речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
Совершенствовать умение
отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;
Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
Формировать умение придумывать игровую ситуацию;
Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета;
Учить составлять рассказы – описания, а затем загадки – описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану.
План-программа работы в старшей группе по развитию речи через театрально-игровую деятельность.
Слайд 57Интернет - ресурсы
Цветочный бордюр:
http://lisyonok.ucoz.ru/_ld/0/88630.png
Картинка на титульном слайде:
http://img-fotki.yandex.ru/get/9089/39663434.585/0_98877_b49342c4_orig
Фон:
http://img-fotki.yandex.ru/get/5502/66124276.37/0_68016_730c3cf8_orig
Цветок для бордюра:
http://img-fotki.yandex.ru/get/2712/66124276.36/0_67ff4_33e9c9eb_orig
На момент создания шаблона все
ссылки на использованные ресурсы являются активными.
Пенёк:
http://img-fotki.yandex.ru/get/2708/66124276.36/0_67ff8_d7f75a89_orig
Гном:
http://s4.pic4you.ru/y2014/04-28/12216/4358047.png