Разделы презентаций


"Применение дидактических пособий на уроках обучения грамоте"

Содержание

1 раздел. Дидактические пособия 2 раздел. Словесные игрыВыход

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Применение дидактических пособий на уроках обучения грамоте

Применение дидактических пособий  на уроках обучения грамоте

Слайд 2 1 раздел.
Дидактические пособия

2 раздел.
Словесные игры
Выход

1 раздел. Дидактические пособия 2 раздел. Словесные игрыВыход

Слайд 3Дидактические пособия:
Модели звуков, слов и предложений
Передвижная азбука (Абак)
Картинная азбука
Слоговые таблицы
Лента

букв
Разрезная азбука
Столбики слов



Выход
В раздел

Дидактические пособия:Модели звуков, слов и предложенийПередвижная азбука (Абак)Картинная азбукаСлоговые таблицыЛента буквРазрезная азбука Столбики словВыходВ раздел

Слайд 4 Модели звуков, слов и предложений
Виды моделей
Приёмы работы с моделями
Модели

слов и предложений из учебника «Русская азбука» В.Г.Горецкого
Модели слов и

предложений из учебника «Моя любимая азбука» Р.Н. и Е.В.Бунеевых

К содержанию

Выход

Модели звуков, слов и предложенийВиды моделейПриёмы работы с моделямиМодели слов и предложений из учебника «Русская азбука»

Слайд 5Виды моделей

Модель звука:



Модель слова:

Модель предложения:
Выход

Виды моделейМодель звука:Модель слова:Модель предложения:Выход

Слайд 6Модели слов и предложений
Используются для аналитико-синтетической работы:
—  звуковой анализ слов

с опорой на данную схему;
—  звуковой анализ слов и

составление схемы;
— сопоставление звукового состава слова с несколькими схемами и выбор соответствующей;
— анализ структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы;
— чтение предложений, часть которых обозначена схемой, т.е. «дочитывание» предложений;
— составление предложений по схемам.
 


Выход

Модели слов и предложенийИспользуются для аналитико-синтетической работы:—  звуковой анализ слов с опорой на данную схему; —  звуковой

Слайд 7«Русская азбука» (В.Г. Горецкий)

Модели предложений:



Выход

«Русская азбука» (В.Г. Горецкий)Модели предложений:Выход

Слайд 8гуси
голуби
осы
кот
печка



Выход
Звуко-буквенные модели слов:

гусиголубиосыкотпечкаВыходЗвуко-буквенные модели слов:

Слайд 9

Выход
мак
стул
руль
забор
дверь

Выходмакстулрульзабордверь

Слайд 10«Моя любимая азбука» (Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева)
Модели предложений:



Выход

«Моя любимая азбука» (Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева) Модели предложений:Выход

Слайд 11


Выход
Звуковые модели слов:

ВыходЗвуковые модели слов:

Слайд 12

Выход

Выход

Слайд 13Передвижная азбука
Описание и приёмы работы с передвижной азбукой
Примеры работы передвижной

азбуки
К содержанию
Выход

Передвижная азбукаОписание и приёмы работы с передвижной азбукойПримеры работы передвижной азбукиК содержаниюВыход

Слайд 14Абак
Передвижная азбука (абак) представляет собой двойную планку с окошечками (2-5).

Между планками пропускаются ленты с буквами, порядок которых зависит от

цели синтетического упражнения - составление слогов или слов из изученных букв.

Выход



АбакПередвижная азбука (абак) представляет собой двойную планку с окошечками (2-5). Между планками пропускаются ленты с буквами, порядок

Слайд 15Выход


Выход

Слайд 16Абак

Выход




б
а
у
и
д
о
м
у
б
а
м
б

АбакВыходбауидомубамб

Слайд 17Картинная азбука
Приёмы работы с картинной азбукой
Картинная азбука
Алфавит

К содержанию
Выход

Картинная азбукаПриёмы работы с картинной азбукойКартинная азбукаАлфавитК содержаниюВыход

Слайд 18Картинная азбука
Выход


Состоит из предметных картинок и букв. Предназначена для запоминания

зрительного образа буквы.
Название предмета, изображенного на рисунке, начинается с указанной

буквы. В некоторых случаях расположение предметов на картинке напоминает образ буквы.
При работе с картинной азбукой можно предложить следующие задания:
Назови предмет, какую букву обозначает?
Где находится данная буква в слове ( в середине, в конце, в начале)?
Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.
Определи место буквы в алфавите.
Гласный или согласный звук обозначает буква?
Картинная азбукаВыходСостоит из предметных картинок и букв. Предназначена для запоминания зрительного образа буквы.Название предмета, изображенного на рисунке,

Слайд 19А а
Выход


А аВыход

Слайд 20Б б
Выход



Б бВыход

Слайд 21В в
Выход



В вВыход

Слайд 22Г г
Выход



Г гВыход

Слайд 23Д д
Выход



Д дВыход

Слайд 24Е е
Выход



Е еВыход

Слайд 25Ё ё
Выход



Ё ёВыход

Слайд 26Ж ж
Выход



Ж жВыход

Слайд 27З з
Выход



З зВыход

Слайд 28И и
Выход



И и Выход

Слайд 29Й й
Выход



Й йВыход

Слайд 30К к
Выход



К кВыход

Слайд 31Л л
Выход



Л лВыход

Слайд 32М м
Выход



М мВыход

Слайд 33Н н
Выход



Н нВыход

Слайд 34О о
Выход



О оВыход

Слайд 35П п
Выход



П пВыход

Слайд 36Р р
Выход



Р рВыход

Слайд 37С с
Выход



С сВыход

Слайд 38Т т
Выход



Т тВыход

Слайд 39У у
Выход



У уВыход

Слайд 40Ф ф
Выход



Ф фВыход

Слайд 41Х х
Выход



Х хВыход

Слайд 42Ц ц
Выход



Ц цВыход

Слайд 43Ч ч
Выход



Ч чВыход

Слайд 44Ш ш
Выход



Ш шВыход

Слайд 45Щ щ
Выход



Щ щВыход

Слайд 46Ъ
Выход



ЪВыход

Слайд 47Ы
Выход



ЫВыход

Слайд 48Ь
Выход



ЬВыход

Слайд 49Э э
Выход



Э эВыход

Слайд 50Ю ю
Выход



Ю юВыход

Слайд 51Я я
Выход


Я яВыход

Слайд 52Алфавит
Выход

АлфавитВыход

Слайд 53Слоговые таблицы
Приёмы работы со слоговыми таблицами
Примеры слоговых таблиц из учебника

«Русская азбука» В.Г.Горецкого
Примеры слоговых таблиц из учебника «Моя любимая азбука»

Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой

Выход

К содержанию

Слоговые таблицыПриёмы работы со слоговыми таблицамиПримеры слоговых таблиц из учебника «Русская азбука» В.Г.ГорецкогоПримеры слоговых таблиц из учебника

Слайд 54Слоговая таблица
Могут составляться по двум принципам:
а)  на основе гласного: МА

НА РА ТА ЛА ДА КА БА
б) на основе согласного:

НА НУ НО НЫ НЮ НИ НЕ НЯ.
Слоговые таблицы могут включать в себя слоги, составленные из букв, изученных на момент данного урока.
      Слоговые таблицы используются для чтения слогов и образования слов путем последовательного прочтения 2-3-х слогов. Полезно использовать прием договаривания прочитанного слога до целого слова, используя слоги, которых нет в таблице.

Выход


Слоговая таблицаМогут составляться по двум принципам:а)  на основе гласного: МА НА РА ТА ЛА ДА КА БАб)

Слайд 55«Русская азбука» (В.Г. Горецкий)
цу
ца
цо
цы
ци
цё
-
-
-
чу
ча
чо
-
-
-
чи
че
чё
су
са
со
сы
си
се
сё
сю
ся
Выход


«Русская азбука» (В.Г. Горецкий)цуцацоцыцицё---чучачо---чичечёсусасосысисесёсюсяВыход

Слайд 56фе
ве
фо
во
фи
ви
фа
ва
фы
вы
фё
вё
ру
рю
лу
лю
ду
дю
су
сю
ту
тю
ну
ню
Выход


февефовофивифавафывыфёвёрурюлулюдудюсусютутюнунюВыход

Слайд 57«Моя любимая азбука» (Р.Н. и Е.В. Бунеевых)
аг
ап
ат
ар
ак
ан
ог
оп
от
ор
ок
он
иг
ип
ит
ир
ик
ин
ыг
ып
ыт
ыр
ык
ын
уг
уп
ут
ур
ук
ун
Выход


«Моя любимая азбука» (Р.Н. и Е.В. Бунеевых)агапатараканогопотороконигипитирикиныгыпытырыкынугупутурукунВыход

Слайд 58ла
ал
ма
ам
али
ами
ло
ол
мо
ом
оли
оми
лу
ул
му
ум
ули
уми
лы
ыл
мы
ым
ыли
ыми
ли
ил
ми
им
или
ими
Выход



лаалмаамалиамилоолмоомолиомилуулмуумулиумилыылмыымылиымилиилмиимилиимиВыход

Слайд 59Выход



Выход

Слайд 60Выход



Выход

Слайд 61го
то
по
ро
ри
пи
ти
ги
Выход



готопорорипитигиВыход

Слайд 62ка
сы
ро
со
та
как
роп
ста
рок
ра
си
на
Выход


касыросотакакропстарокрасинаВыход

Слайд 63Лента букв
Приёмы работы с данным пособием
Лента букв В.Г.Горецкого

К содержанию
Выход

Лента буквПриёмы работы с данным пособиемЛента букв В.Г.ГорецкогоК содержаниюВыход

Слайд 64Лента букв
Это пособие может использоваться на этапе закрепления нового звука

и буквы, при этом задания могут быть различными:
—  назови все

буквы;
—  назови гласные (согласные);
—  назови гласные, обозначающие мягкость согласного звука;
—  назови согласные, которые всегда твердые (мягкие, звонкие, глухие);
—  назови парные согласные;
—  назови буквы, которые не обозначают звука;
—  назови звуки, которые могут быть обозначены данной буквой.

Выход


Лента буквЭто пособие может использоваться на этапе закрепления нового звука и буквы, при этом задания могут быть

Слайд 65а
о
и
ы
у
н
к
с
т
л
р
в
е
п
м
з
б
д
я
г
ч
ь
ш
ж
ё
й
х
ю
ц
э
щ
ф
ъ
«Русская азбука» (В.Г.Горецкий)
Выход

аоиыункстлрвепмзбдягчьшжёйхюцэщфъ«Русская азбука» (В.Г.Горецкий)Выход

Слайд 66Разрезная азбука
Приёмы работы с данным пособием
Касса букв и наборное полотно
Кубики

с буквами

К содержанию
Выход

Разрезная азбукаПриёмы работы с данным пособиемКасса букв и наборное полотноКубики с буквамиК содержаниюВыход

Слайд 67Разрезная азбука
Состоит из наборного полотна и кассы с кармашками,

в которые вкладываются карточки с буквами и знаками.
Используется как

демонстрационное пособие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ученика («Касса букв»).
Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда необходимо из букв составить слоги и слова после их звукового анализа.
Одним из вариантов общеклассной азбуки можно считать кубики с буквами, которые также используются для составления слогов или слов, но при этом присутствует элемент игры, занимательности.

Выход


Разрезная азбука Состоит из наборного полотна и кассы с кармашками, в которые вкладываются карточки с буквами и

Слайд 68 Касса букв
Наборное полотно

а
б
в
г
д
е
ё
ж
з
к
й
и
л
м
н
с
ч
ь
ы
ъ
я
ю
э
ф
ц
щ
ш
х
т
у
о
п
р

Выход


а
а
м
м
м
д
о
ш
у

Касса  букв  Наборное полотно  абвгдеёжзкйилмнсчьыъяюэфцщшхтуопрВыходаамммдошу

Слайд 69Кубики с буквами (Методика Н. Зайцева)
Выход

Кубики с буквами (Методика Н. Зайцева)Выход

Слайд 70Столбики слов
Приёмы работы со столбиками слов
Примеры столбиков из учебника «Русская

азбука» В.Г.Горецкого
Примеры столбиков из учебника «Моя любимая азбука» Р.Н. и

Е.В.Бунеевых

К содержанию

Выход

Столбики словПриёмы работы со столбиками словПримеры столбиков из учебника «Русская азбука» В.Г.ГорецкогоПримеры столбиков из учебника «Моя любимая

Слайд 71Столбики слов
Служат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и

буквой. Своеобразие слов в столбиках в том, что в них

дано членение слов на части-ориентиры.
Иногда даются примеры словоизменения и словообразования.

Выход



Столбики словСлужат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и буквой. Своеобразие слов в столбиках в том,

Слайд 72Используя столбики слов, можно провести различные упражнения в чтении:
1)  Чтение

слов с предварительным их анализом по гра­фическим пометам:
— Сколько слогов

в слове?
— Прочитать слияния.
— Прочитать первый слог, затем второй (третий).
— Прочитать слово целиком.
2) Чтение слов и объяснение их лексического значения.
3) Чтение слов в прямом и обратном порядке.

Выход




Используя столбики слов, можно провести различные упражнения в чтении:1)  Чтение слов с предварительным их анализом по гра­фическим

Слайд 73Выход
4) Выборочное чтение слов:
—имена людей;
—клички животных;
—название профессий (деревьев,

инструментов и т.п.);
—слова, обозначающие один или много предметов;
—пары

слов противоположных по значению и т.д.
5)  Прочитать слова, отличающиеся одной буквой, одним слогом.
6)  Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов.
7)  Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет в лесу?», «Кто живет в зоопарке?» и т.п.

Выход




Выход4) Выборочное чтение слов:—имена людей; —клички животных; —название профессий (деревьев, инструментов и т.п.); —слова, обозначающие один или

Слайд 74Выход
Использование различных приемов чтения слов помогает избежать заучивания их наизусть

и механического повторения, то есть обеспечивает сознательность прочтения.

Выход


ВыходИспользование различных приемов чтения слов помогает избежать заучивания их наизусть и механического повторения, то есть обеспечивает сознательность

Слайд 75«Русская азбука» (В. Г. Горецкий)
съ⁞е⁞м
съ⁞е⁞шь
съ⁞е|дя⁞т
се⁞л
съ⁞е⁞л
пе⁞й
пь⁞ю⁞т
ль⁞ю⁞т
ль⁞ё⁞т
де|ре|во
де|ре|вь⁞я
ли⁞с⁞т
ли⁞с|ть⁞я
Выход


«Русская азбука» (В. Г. Горецкий)съ⁞е⁞мсъ⁞е⁞шьсъ⁞е|дя⁞тсе⁞лсъ⁞е⁞лпе⁞йпь⁞ю⁞тль⁞ю⁞тль⁞ё⁞тде|ре|воде|ре|вь⁞яли⁞с⁞тли⁞с|ть⁞яВыход

Слайд 76щу|ки
ле|щи
ро|ща
и|щу
чи|щу
ча|ща
ще|го⁞л
ще|но⁞к
д⁞ру⁞г
д⁞ру|жо⁞к
мо|гу
мо|же⁞т
жу⁞к
Жу⁞ч|ка
те|ле|га
те|ле⁞ж|ка
Выход


щу|киле|щиро|щаи|щучи|щуча|щаще|го⁞лще|но⁞кд⁞ру⁞гд⁞ру|жо⁞кмо|гумо|же⁞тжу⁞кЖу⁞ч|кате|ле|гате|ле⁞ж|каВыход

Слайд 77«Моя любимая азбука» (Бунеев и Бунева)
рог
рот
пот
топ

порт
торт
торг
грот
топор
топот
ропот
потоп
пирог
пироги
грот
порог
Выход


«Моя любимая азбука» (Бунеев и Бунева)рогротпоттоппорттортторггроттопортопотропотпотоппирогпирогигротпорогВыход

Слайд 78тропа – тропы
гитара – гитары
трап – трапы
парта – парты
рота –

роты
рот – рты
игра – игры
торт – торты
порт – порты
порог

- пороги

Выход




тропа – тропыгитара – гитарытрап – трапыпарта – партырота – роты рот – ртыигра – игрыторт –

Слайд 79группа
группка
тонна
труппа
кнут
прут
урна
утро
икра
икринка
крупа
крупинка

Выход


группагруппкатоннатруппакнутпрутурнаутроикра икринкакрупакрупинкаВыход

Слайд 80Словесные игры
Ребусы
Головоломки
Каламбур
Кроссворд
Чайнворд
Выход
В раздел

Словесные игрыРебусыГоловоломкиКаламбурКроссвордЧайнвордВыходВ раздел

Слайд 81Ребусы
Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или

целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и

знаками. Название образовано от латинского rebus - (вещь, предмет).

Выход



РебусыРебусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании

Слайд 82Правила игры в ребусы
1. Названия всех нарисованных предметов надо читать в

именительном падеже.
Например:
Выход



Правила игры в ребусы1. Названия всех нарисованных предметов надо читать в именительном падеже. Например: Выход

Слайд 832. Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые

буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят

справа от рисунка, следует отбросить последние буквы.

Выход




2. Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых).

Слайд 843. Если над рисунком стоят цифры, значит, буквы надо читать в

том порядке, который указан цифрами.
Выход



3. Если над рисунком стоят цифры, значит, буквы надо читать в том порядке, который указан цифрами. Выход

Слайд 854. Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, значит, эту букву надо

из полученного слова убрать.
Выход



4. Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, значит, эту букву надо из полученного слова убрать. Выход

Слайд 865. Если рядом с зачёркнутой буквой стоит другая или использована стрелка,

показывающая переход от одной буквы к другой, значит, нужно заменить

букву в слове.

Выход




5. Если рядом с зачёркнутой буквой стоит другая или использована стрелка, показывающая переход от одной буквы к другой,

Слайд 876. Если над рисунком между цифрами вставлена буква, это значит, что

эту букву надо вставить в полученное слово между буквами, стоящими

на местах, указанных цифрами.

Выход




6. Если над рисунком между цифрами вставлена буква, это значит, что эту букву надо вставить в полученное слово

Слайд 887. Если рисунок перевёрнут вверх ногами, то слово, соответствующее рисунку, надо

читать справа налево.



Выход

7. Если рисунок перевёрнут вверх ногами, то слово, соответствующее рисунку, надо читать справа налево. Выход

Слайд 898. Если одна буква изображена в другой, то читаем так:



Выход

8. Если одна буква изображена в другой, то читаем так: Выход

Слайд 909. Если в одной букве изображена другая, то читаем так:



Выход

9. Если в одной букве изображена другая, то читаем так: Выход

Слайд 9110. Если изображение одной буквы составлено из другой, много раз повторенной

буквы, то читаем так:



Выход

10. Если изображение одной буквы составлено из другой, много раз повторенной буквы, то читаем так: Выход

Слайд 9211. Если буквы стоят рядом и дружно взялись за руки, читаем

так:



Выход

11. Если буквы стоят рядом и дружно взялись за руки, читаем так: Выход

Слайд 9312. Если одна буква расположена рядом с другой, читаем так:



Выход

12. Если одна буква расположена рядом с другой, читаем так: Выход

Слайд 9413. Если одна буква направлена к другой, читаем так:



Выход

13. Если одна буква направлена к другой, читаем так: Выход

Слайд 9514. Если одна буква расположена сверху другой, то возможны различные чтения.

Это взаимное расположение букв можно передать с помощью предлогов «на»,

«над», «под». Примеры:




Выход

14. Если одна буква расположена сверху другой, то возможны различные чтения. Это взаимное расположение букв можно передать с

Слайд 9615. Если одна буква изображена перед другой (соответственно, эта другая оказывается

за первой), то возможны чтения с предлогами «за» или «перед».




Выход

15. Если одна буква изображена перед другой (соответственно, эта другая оказывается за первой), то возможны чтения с предлогами

Слайд 97Головоломки
Анаграммы
Метаграммы
Логогриф
Словесные пирамиды
Палиндром
Шарады


Выход
К содержанию

ГоловоломкиАнаграммыМетаграммыЛогогрифСловесные пирамидыПалиндромШарадыВыходК содержанию

Слайд 98СЛОВЕСНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ
СЛОВЕСНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ, загадки, построенные на материале слов. В

отличие от разного рода словесных игр, головоломки предназначены для индивидуального

разгадывания. Словесные головоломки бывают разных типов.

Выход

СЛОВЕСНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ СЛОВЕСНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ, загадки, построенные на материале слов. В отличие от разного рода словесных игр, головоломки

Слайд 99Анаграмма
Анаграмма (греч. ) – это перестановка букв в слове,

приводящая к новому слову, например: луг – гул, карп –

парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон.

Выход




Анаграмма Анаграмма (греч. ) – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг –

Слайд 100Самый простой способ – предложить найти анаграмму к заданному слову,

например:

Выход



Самый простой способ – предложить найти анаграмму к заданному слову, например: Выход

Слайд 101Для облегчения поиска слов можно дать значение искомого слова или

хотя бы намекнуть на область, к которой оно относится. Чтобы

не толковать каждое слово, можно для задания отобрать слова одной лексической группы:

Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: атлас, кума, смола, угар, шпала. (Ответы: салат, мука, масло, рагу, лапша.)

Выход




Для облегчения поиска слов можно дать значение искомого слова или хотя бы намекнуть на область, к которой

Слайд 102Еще один способ загадывать анаграммы – не называть ни одного

из слов, а предлагать значения обоих слов:

Переставив буквы в

слове, превратите: - старинное средство передвижения в самое современное; - вкусную булочку в лодку; - грызуна в породистую лошадь; - еловый лес в металл; - материю в геометрическое тело. (Ответы: карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник – никель, сукно – конус.)

Выход




Еще один способ загадывать анаграммы – не называть ни одного из слов, а предлагать значения обоих слов:

Слайд 103Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах:

Я кусаюсь,

я летаю, летом всем надоедаю. Буквы переставь – и я Стану частью корабля. (комар

– корма)

Выход




Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах: Я кусаюсь, я летаю, летом всем надоедаю. Буквы переставь

Слайд 104Я река с известными мостами, Город есть на мне – музеев

тьма. Стоит буквы поменять местами – В дивный город превращусь сама. (Нева –

Вена)

Я дикий родственник свиньи. Но букв порядок измени – Консервы, джемы, маринад Во мне обычно все хранят. (кабан – банка)

Выход




Я река с известными мостами, Город есть на мне – музеев тьма. Стоит буквы поменять местами –

Слайд 105Частный случай анаграмм представляют собой слова, которые образуются из других

слов при чтении справа налево, например: бар – раб, вес

– сев, воз – зов, кот – ток, рот – тор, арап – пара, грот – торг, марш – шрам, сорт – трос. Способы загадывания – те же:

Прочитав слово справа налево, превратите: - дерево в геометрическое тело; - измерение времени в породистую собаку; - взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря; - дорожку в сорт яблок; - недовольный гул голосов в инструмент для рубки. (Ответы: бук – куб, год – дог, тол – лот, тропа – апорт, ропот – топор.)

Выход




Частный случай анаграмм представляют собой слова, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар

Слайд 106Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно

составить не одно, а несколько слов (должна использоваться каждая буква

исходного слова по одному разу). Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой. Примеры: карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота, типография = пята + риф + иго.

Выход




Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов (должна

Слайд 107Метаграммы
Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто

называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы.

В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые возможные варианты загадывания метаграмм.

Выход




МетаграммыМетаграммы – это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в

Слайд 108Цепочки слов. Можно за несколько шагов превратить одно слово в

другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например,

мышка за два шага легко превращается в кошку: мышка → мошка → кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, например:

Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.

(Возможные варианты ответов: час – бас – бес – вес – век; час – бас – бал – вал – вол – гол – год (час – чан – сан – сон – гон – год);
кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса – лист;
место – месть – масть – пасть – паста – парта; зуб – куб – кум – ком – кот – рот; душа – суша – сушь –суть – сеть – сень – сено – село – тело; дочь – ночь – ноль – соль – сель – сеть – суть – муть – мать.)

Выход




Цепочки слов. Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву

Слайд 109Много из одного. Можно из одного слова получать разные слова,

заменяя в исходном слове лишь одну букву. Конечно, больше слов

получится, если брать небольшое односложное или двусложное слово, например: сор – бор, вор, жор, мор, тор, хор; сыр, сэр; сок, сом, сон, соя.

Выход




Много из одного. Можно из одного слова получать разные слова, заменяя в исходном слове лишь одну букву.

Слайд 110Метаграммы можно загадывать в стихах: Я символ власти, нужный королю. Но если

«н» на «в» сменить – Я травку на лугу щиплю И можете

меня доить. (корона – корова)

Я безумно с гайкой дружен, Нас водою не разлить. А больным я буду нужен, Если «в» на «б» сменить. (винт – бинт)

Выход




Метаграммы можно загадывать в стихах: Я символ власти, нужный королю. Но если «н» на «в» сменить –

Слайд 111Логогрифы
Логогриф (греч. 'слово' и 'загадка') – такая загадка, по условиям

которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания

буквы (или слога). В логогрифах, так же, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные), например, из слова рот, добавив одну букву, можно получить слова крот, рота, рост, а из слова сон – соня, стон, слон, сонм.

Выход




ЛогогрифыЛогогриф (греч. 'слово' и 'загадка') – такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путем

Слайд 112Логогрифы можно загадывать в стихотворной форме:
Я ласковый домашний зверь, Обычно

крепко сплю с утра. Добавьте в слово р теперь – И под

землёй моя нора. (кот – крот)

Я дождь, и молния, и гром. Но г из слова уберём, И я цветок неотразимый, Хоть и с шипами, но любимый. (гроза – роза)

Выход




Логогрифы можно загадывать в стихотворной форме: Я ласковый домашний зверь, Обычно крепко сплю с утра. Добавьте в

Слайд 113Словесная пирамида
Словесная пирамида – это нечто среднее между анаграммой и

логогрифом. В основании пирамиды – какое-нибудь длинное слово, следующее состоит

из тех же самых букв, кроме одной, дальше еще на одну букву меньше и т.д.
Например: доплата – лопата – толпа – плот – пот; акробат – работа – табор – брат – бра – ар.

Выход




Словесная пирамидаСловесная пирамида – это нечто среднее между анаграммой и логогрифом. В основании пирамиды – какое-нибудь длинное

Слайд 114Палиндромы
Палиндром (греч. 'назад' и 'бег') – такой текст, который читается

от конца к началу так же, как от начала к

концу (пробелы и знаки препинания не принимаются во внимание). В том же значении иногда используются термин «перевертыш».
Один из известнейших примеров – А роза упала на лапу Азора. Эту фразу придумал русский поэт Афанасий Фет, а известность она приобрела благодаря Алексею Толстому, вложившему ее в уста Мальвины, которая пыталась с ее помощью обучать Буратино грамоте.

Выход




ПалиндромыПалиндром (греч. 'назад' и 'бег') – такой текст, который читается от конца к началу так же, как

Слайд 115Коту тащат уток. Ишаку казак сена нес, казаку каши. Удавы

рвали лавры в аду. А буду я у дуба. Торт

с кофе не фокстрот. А вот более длинный палиндром, составленный московскими лингвистами Д.Н. и А.Д.Шмелевыми: На вид ангел, на виадук Алеша шел. А куда Иван? Лег на диван.

Выход




Коту тащат уток. Ишаку казак сена нес, казаку каши. Удавы рвали лавры в аду. А буду я

Слайд 116Шарады
Шарада (франц. charade) – один из наиболее популярных видов словесных

головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть

самостоятельными словами. Эти части слов называются слогами. Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять и из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.

Выход




ШарадыШарада (франц. charade) – один из наиболее популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части

Слайд 117Шарады принято загадывать в стихотворной форме, хотя это требование и

не обязательно:

Мой первый слог – бумаг большая стопка. Японцы из

второго гонят водку. А в целом – дерева стройнее Не знает ни одна аллея. (кипарис)

Со стенки светит первый слог, Наездник мчится на втором, А третий (кто б подумать мог?) В славянской азбуке найдём. А в целом неприятен он, Его преследует закон. (браконьер)

Выход




Шарады принято загадывать в стихотворной форме, хотя это требование и не обязательно: Мой первый слог – бумаг

Слайд 118Начала и концы. Предлагается найти такое слово, которое бы также

служило концом слова для букв, стоящих спереди, и началом слова

для букв, стоящих сзади, например:


т.е. получаем три слова: лук, каблук, лукошко;
Слово может быть «спрятано» в середине другого слова. Обычно предлагается отыскать несколько слов, в которых «прячется» одно и то же слово. Например, слово рот можно обнаружить в таких словах, как крот, грот, рота, дротик, ворота, ротмистр, сирота и т.п.

Выход



Начала и концы. Предлагается найти такое слово, которое бы также служило концом слова для букв, стоящих спереди,

Слайд 119Каламбур
Каламбур (от франц. calembour) – игра слов; шутка, основанная на

одинаковом звучании, но различном значении слов. Часто эти слова по-разному

записываются.

Выход



КаламбурКаламбур (от франц. calembour) – игра слов; шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов. Часто

Слайд 120Каламбуры широко используются писателями и поэтами, напр.:


Вы, щенки, за

мной ступайте! Будет вам по калачу, Да смотрите же, не болтайте, А не

то поколочу. (А.Пушкин)




Выход

Каламбуры широко используются писателями и поэтами, напр.: Вы, щенки, за мной ступайте! Будет вам по калачу, Да

Слайд 121Не щеголяй, приятель, тем, Что у тебя избыток тем. Произведенья знаем те

мы, Где лучшие погибли темы. (С.Шевцов)

Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя

я, братец, попугаю...» Но попугай из клетки крикнул: «Брысь!» Что серый кот, здесь убежала б рысь! (Я.Козловский)

Выход




Не щеголяй, приятель, тем, Что у тебя избыток тем. Произведенья знаем те мы, Где лучшие погибли темы.

Слайд 122На каламбурах построены многие загадки-шутки:

Почему человек ходит, а черепаха

ползает? (По земле.)

Зачем охотник носит ружье? (За плечами.)

У кого голова

дорог?     (У коровы.)

Когда платья бывают из травы? (Когда они измяты.)

Выход



На каламбурах построены многие загадки-шутки: Почему человек ходит, а черепаха ползает? (По земле.) Зачем охотник носит ружье?

Слайд 123Кроссворд
Кроссворд (от англ. cross-word) – игра-задача, в которой фигуру, состоящую

из рядов пустых клеток, нужно заполнить буквами так, чтобы по

горизонталям и вертикалям получились слова с заданными значениями.

Выход



КроссвордКроссворд (от англ. cross-word) – игра-задача, в которой фигуру, состоящую из рядов пустых клеток, нужно заполнить буквами

Слайд 124Выход



Выход

Слайд 125
Выход


Выход

Слайд 126Чайнворд
Чайнворд (от англ. chain 'цепь' и word 'слово') – игра-задача,

в которой расположенные цепью клеточки заполняются словами таким образом, что

последняя буква предыдущего слова является одновременно первой буквой следующего слова.

Выход



ЧайнвордЧайнворд (от англ. chain 'цепь' и word 'слово') – игра-задача, в которой расположенные цепью клеточки заполняются словами

Слайд 127Выход


Выход

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика