Разделы презентаций


Методические рекомендации по организации экспериментирования с детьми I младших групп Обучая, не навреди!

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф Уолдо Эмерсон Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Именно экспериментирование является ведущим видом

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 170 ГОРОДА

ДОНЕЦКА»
Методические рекомендации
по организации экспериментирования
с детьми I младших групп

и групп раннего возраста
«Обучая, не навреди!»

Подготовил:
Старший воспитатель
Василенко Е.А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 170 ГОРОДА ДОНЕЦКА»Методические рекомендации по организации экспериментирования с детьми

Слайд 2«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф

Уолдо Эмерсон

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку

через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
В познавательно-исследовательской деятельности ребёнок получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через самостоятельную исследовательскую деятельность.


«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф Уолдо Эмерсон	Малыш – природный исследователь окружающего мира.

Слайд 3Отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования
Отказываться от

совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться

без участия взрослого

Ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним

Критиковать и ругать ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему

Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение

Запрещать без объяснения

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ

Запрещать без объяснения

Отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментированияОтказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок

Слайд 4ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ
Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для

ответов на детское «почему?»
Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи

мотива

Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами

Оказывать необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию

Поощрять ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию

Учить ребенка наблюдать и делать предположения, выводы

Создавать ситуацию успешности

В целях безопасности осуществлять некоторые запреты на действия детей, объяснять, почему этого нельзя делать

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬПоощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»Побуждать ребенка к самостоятельному

Слайд 5ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЫТОВ НЕОБХОДИМО
Цель и задачи эксперимента должны быть ясны

детям
Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта
Подводить детей в процессе

опыта к самостоятельным выводам

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности.

Применять полученные знания в продуктивной деятельности детей

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЫТОВ НЕОБХОДИМОЦель и задачи эксперимента должны быть ясны детямОбеспечить детям безопасные условия для проведения опытаПодводить

Слайд 6РАБОТА С ДЕТЬМИ
1. Как неоднократно подчеркивалось, дошкольники в силу возрастных

особенностей не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть

результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всём, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

2. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более прочными становятся навыки

экспериментирования, тем ниже вероятность чрезвычайных происшествий.
Экспериментирование от случая к случаю гораздо опаснее, чем систематическое проведение опытов.

РАБОТА С ДЕТЬМИ	1. Как неоднократно подчеркивалось, дошкольники в силу возрастных особенностей не могут систематически следить за своими

Слайд 7 3.  Работа с детьми строится по принципу «от простого к

сложному». Педагог должен в каждый конкретный момент отдавать себе отчет

об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей при выполнении экспериментальных действий.
4. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности: а)  действие показывает педагог;
б)  действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки; в)  действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка; г) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.


5.  Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации. Заранее предвидя нежелательные реакции, он должен стараться избегать условий, способствующих их возникновению.

3.  Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному». Педагог должен в каждый конкретный момент

Слайд 8 6.  Одним из факторов, провоцирующих дисциплинарные нарушения, является гиперопека со

стороны взрослого и чрезмерные требования по соблюдению тишины и порядка.

Поэтому, предъявляя определенные требования к поведению детей во время экспериментирования, не следует переходить некоторых разумных пределов. Работа должна строиться на принципах личностно- ориентированной педагогики, что гасит неадекватные реакции детей.

7. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на слова «Стоп!», «Стой!», «Замри!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментаторской деятельности и обычно проводится в форме игры. По данной команде все дети на 2—3 секунды

прекращают свои занятия и замирают. Чтобы рефлекс не угасал, педагог периодически отдает такие команды в самое неожиданное для детей время. Выработав рефлекс, надо помнить, что он существует именно для экстремальных ситуаций. Если педагог будет использовать его как обычное дисциплинарное воздействие, рефлекс угаснет и в критический момент окажется бесполезным.

6.  Одним из факторов, провоцирующих дисциплинарные нарушения, является гиперопека со стороны взрослого и чрезмерные требования по соблюдению

Слайд 9
8. Для успешного руководства экспериментаторской деятельностью детей от педагога требуется

умение видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами;

такое возможно лишь в том случае, если педагог свободно владеет фактическим материалом и не задумывается над методикой проведения каждого опыта.
9.  На занятиях должна быть спокойная обстановка. Если дети нервничают и боятся совершить ошибку, вероятность возникновения непредвиденных ситуаций возрастает. В этом случае педагог руководствуется принципом: лучше исправлять ошибки эксперимента, чем последствия нарушения правил безопасности.
8. Для успешного руководства экспериментаторской деятельностью детей от педагога требуется умение видеть весь коллектив и распределять внимание

Слайд 10 Безусловно, приведенный перечень не исчерпывает всех правил безопасности. Они во

многом определяются особенностями изучаемых явлений и методикой экспериментирования. Чтобы свести

к минимуму вероятность возникновения несчастных случаев, у педагога должна быть постоянная психологическая готовность к быстрому анализу возникшей ситуации и выбору оптимального варианта нормализации обстановки.


«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал»
Василий Александрович Сухомлинский

Безусловно, приведенный перечень не исчерпывает всех правил безопасности. Они во многом определяются особенностями изучаемых явлений и методикой

Слайд 11СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика