Слайд 1Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
«Здоровье – это
состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только
отсутствие болезни или физических дефектов».
В. А. Сухомлинский.
Подготовила учитель начальных классов
Шарикова Любовь Николаевна
Слайд 2Здоровье человека зависит:
На 50%-от образа жизни
На 25%-от состояния окружающей среды
На
15%-от наследственной программы
На10%- от возможностей медицины
Слайд 3Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей,
приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в
состоянии здоровья.
Слайд 4Уровень заболеваемости младших школьников
за период обучения в школе
Слайд 5Внутришкольные факторы, влияющие на здоровье учащихся
Здоровье учащихся
досуговая деятельность
Участие родителей в
спортивных мероприятиях
Слайд 6
Здоровьесберегающий урок должен:
воспитывать
стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми
учить их ощущать радость от каждого прожитого дня
показывать им,
что жизнь - это прекрасно
вызывать у них позитивную самооценку
Слайд 7
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
отсутствие назидательности и авторитарности
элементы индивидуализации
обучения
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
интерес к учебе, желание идти в школу
наличие физкультминуток
наличие гигиенического контроля
Слайд 8
Основой
здоровьесберегающей технологии
является соблюдение следующих принципов:
Слайд 9Принципы
учет возрастно-половых особенностей;
учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических
особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
структурирование урока на
три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;
использование здоровьесберегающих действий .
Слайд 10Здоровьесберегающие действия:
оптимальная плотность урока
чередование видов учебной деятельности
Слайд 11Оздоровительные моменты на уроке
Гимнастика для глаз
Пальчиковая гимнастика
Физкультурные минутки
Дыхательная гимнастика
Точечный массаж
Релаксация
Слайд 12
Пальчиковая гимнастика.
« Рука является вышедшим наружу мозгом.»
И.Кант
Задачи:
-стимуляция развития речи
-профилактика нарушений зрения
-расширить пространственную активность глаз
Слайд 13
Пальчиковые игры могут помочь:
Подготовить руку к письму;
Развить внимание, терпение;
Стимулировать фантазию;
Активизировать
работу мозга;
Научиться управлять своим телом.
Слайд 14Зрительная гимнастика помогает:
Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;
Тренировать вестибулярный аппарат;
Развить зрительную
координацию;
Укреплять глазные мышцы;
Развить зоркость и внимательность;
Улучшить зрение.
Слайд 15
Точечный массаж помогает:
Проводить профилактику простудных заболеваний;
Закаливание детей;
Научить детей расслабляться, освобождаться
от стрессов, перенапряжения;
Обучить навыкам проведения точечного массажа.
Слайд 17Дыхательная гимнастика.
Укрепление дыхательной мускулатуры;
Уменьшение заболеваний дыхательной системы;
Повышает общую сопротивляемость организма,
его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние.
Слайд 18Физкультурные минутки помогают:
Снятие усталости, напряжения;
Ослабить утомление на уроке;
Проводить профилактику нарушения
осанки;
Поддержание работоспособности, активного внимания;
Слайд 19Физминутки
1. Упражнения для детей с избыточным весом.
1) ходьба с высоким
подниманием коленей;
2) и.п. –ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх,
отставляя ногу на носок
(поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох;
3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку.
Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное;
4) прыжки с хлопками над головой.
2. Упражнения для профилактики плоскостопия.
1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).
2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);
3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь
одняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);
4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз).
3. Упражнения для улучшения осанки.
1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.
Слайд 20
Релаксация на уроках.
Помогает снять стресс;
Расслабление мышц;
Снятие усталости;
Восстановление работоспособности
Слайд 21
«Водопад»
Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза.
Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада.
Но это необычный водопад.
Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий
белый свет.
Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот
прекрасный белый свет струится по вашим головам…
Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать
мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу.
Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без
всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам
ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом
вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас
чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
Слайд 22Экологическое пространство
Проветривание помещений
Наличие живого уголка
Озеленение кабинета
Освещение кабинета
Слайд 23Заключение.
«Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества
и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий
прогноз на будущее».
Слайд 24Подвижные игры на свежем воздухе
Слайд 28
Хочешь быть счастлив один день –
сходи в гости
Хочешь быть
счастлив неделю –
женись
Хочешь быть счастлив месяц –
купи себе
машину
Хочешь быть счастлив всю жизнь –
будь здоров!
Слайд 29Литература
1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.».,Москва, Издательство «Вако»,2005
г.
2. 2. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство
«АПК и ПРО», 2002 г.
3. 3. Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии»., Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г.
4. 4. http://www.openclass.ru/io/9/kostenko Костенко Л.В. «Здоровье сберегающие технологии в школе».