Слайд 1Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения
дошкольников к традиционной культуре
Родного края.
Выполнила
Воспитатель Пронина С.С.
МБДОУ №22
г.Чистополь
Слайд 3Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями,
промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его
достижение, его богатство. Может быть, в обыденной жизни мы не такое серьезное внимание уделяем этим вопросам. Но в жизни нет ничего дороже, чем мир, согласие, дружба, которая есть между нашими народами.
Слайд 4 Формирование человека в Татарстане происходит под влиянием двух национальных культур,
традиции, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения.
Хорошее владение
двумя государственными языками как средством общения – веление сегодняшнего дня: оно необходимо для успешной учебы, интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста.
Слайд 5Патриотизм - это любовь и преданность отечеству. Первые чувства гражданственности
и патриотизма: чувство любви к родному дому, городу, родной природе,
к своей Родине, – это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Слайд 6 Актуальность проблемы отмечено, что современные дети, начиная с дошкольного возраста,
страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях национального языка,
традиций. В условиях многонационального состава Татарстана идея воспитания детей в духе патриотизма к родной стране и одновременного взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной.
Слайд 7 Цель: воспитание интереса и любви к родному краю через знакомство
с языком, историей, старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным
искусством русского и татарского народов.
Задачи:
1. Приобщать дошкольников к истокам русской и татарской народной культуры через совместное познание ими культурных и духовных основ своего народа и своей страны.
2. Формировать чувство любви к малой и Великой Родине, уважение к истории и традициям своего народа.
3. Развивать нравственные качества личности дошкольника.
Слайд 8Внедрение УМК в ДОУ
Для обеспечения современного уровня организации языкового пространства
обучения детей татарскому и русскому языкам используются демонстрационный, раздаточный материал
, рабочие тетради, а также мультимедийные ресурсы нового поколения.
Слайд 9Знакомство с историей родного края
Старший дошкольник уже многое может понять,
поэтому первые занятия посвящаются знакомству с историей родного края, его
достопримечательностями.
Слайд 10Создание атмосферы национального быта
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование
душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы
решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского и татарского народного быта. Это позволит детям ощутить себя частью великого народа.
Слайд 11Для поддержания интереса к национальному быту Республики Татарстан, создала игровую
зону, где дети знакомятся с предметами быта, одежды, интерьера, кулинарными
изделиями, национальными играми, праздниками.
Слайд 12Использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.).
В русском
и татарском фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм.
В устном народном творчестве как нигде отразились черты национального характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т.п.
Слайд 13Научиться говорить на татарском (русском) языках – это не только
выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом
культурном пространстве. Изучение другого языка – это и знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми и фольклором.
Слайд 14Знакомство с декоративно-прикладным искусством
Народ проявлял свои творческие устремления и способности
лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Но
народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
Слайд 15Знакомство детей с искусством, с элементами национального орнамента. Рассматривание цветочно-растительных
мотивов. Для приобщения детей к искусству, разработала ряд дидактических игр:
«Составь картинку», «Домино», «Лото».
Слайд 16Этапы осуществления работы
Технологический (тематический план; конспекты занятий; разработка дидактических игр;
перспективное планирование; сотрудничество с родителями) Практический ( создание предметно- развивающей
среды; занятия, игры; праздники; выставки; экскурсии)
Слайд 17Использование народных подвижных игр
Игра представляет собой социальное явление, исторически сложившееся
средство воспитания. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора,
движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьёвками, которые дают возможность быстро организовать игроков.
Слайд 19Принимали участие во Всероссийских конкурсах.
Слайд 20Предварительные результаты проделанной работы
1.Дети знают название Республики и города, в
котором живут, понимают смысл символики. Имеют представление о многонациональном составе
Татарстана.
2. Дети знают особенности русского и татарского национального костюма, различают элементы национального узора.
3. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
4. У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
5. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию народной педагогики. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
6. Дети осмысленно и активно участвуют в русских и татарских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
Слайд 21Дошкольный возраст – благодатная почва для приобщения к национальной культуре
Использование
в работе с дошкольниками различных видов народного искусства оживляет педагогический
процесс. Необходимость национального воспитания детей вытекает из многонациональной сущности республики Татарстан. Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также гордости от сознания своей принадлежности к той или иной национальности.