Слайд 1ПРОЕКТ «Снегурочка»
Руководитель проекта Смирнова Нина Алексеевна
Над проектом работала
Раскова Ксения
Слайд 2Цели и задачи
Изучить:
1. Образа Снегурочки в языческой культуре славян .
2.Варианты
народных и авторских сказок .
3.Пьесса для театра Островского .
4.Музыка П.И.
Чайковского к одноименному спектаклю.
5.Опера-сказка Римский-Корсаков .
6.Образы сказки Снегурочки в изобразительном искусстве.
7.Кинофильмы.
8.Современный образ Снегурочки.
Слайд 3Образа Снегурочки в языческой культуре славян
Снегурочка – это русский новогодний
персонаж, внучка Дедушки Мороза. Но древние славяне считали её дочерью
Мороза и Древней Снежной Царицы.
В старинных приданиях очень часто встречается упоминание об одной ожившей ледяной скульптуре молодой красивой девушки. Зимой эта девушка ходит по домам и всех радостно поздравляет, а весной отправляется в лес с подружками по ягоды и теряется, либо прыгает через костей и тает. Так в нашем фольклоре и появилась Снегурочка. Последний вариант более правдоподобен, так как в древней мифологии существует миф, который гласит, что многие духи погибают при смене сезона, как злые, так и добрые. Снегурочка, как один из сезонных персонажей, решается пригнуть через костер, но она сделана изо льда и поэтому тает. Так ледяная красавица исчезает с приходом лета.
Слайд 4Истоки образа снегурочки в языческой культуре славян
Слайд 5
Варианты народных и авторских сказок
Снегурочка – это русский новогодний персонаж,
внучка Дедушки Мороза. Но древние славяне считали её дочерью Мороза
и Древней Снежной Царицы. Снегурочка, по сути, просто ожившая снежная баба, слепленная человеком. Так рассказывают наши сказки. Существует миф, который гласит, что многие духи погибают при смене сезона, как злые, так и добрые. Снегурочка, как один из сезонных персонажей, решается пригнуть через костер, но она сделана изо льда и поэтому тает. Так ледяная красавица исчезает с приходом лета. Но ещё она является воплощением оживших вод Северных морей. Её одежда только белого цвета, а все узоры сшиты серебристыми нитями. Никакие другие цвета ткани или нитей в истории не допускаются! Её головной убор – это сшитый из серебра и жемчужин восьмилучевой венец.
Слайд 6Братья Гримм «Снегурочка». Сказка рассказывает о прекрасной Снегурочке, которая была вынуждена
убежать от злой самолюбивой королевы и скрываться в домике карликов.
Но и там завистливая королева трижды пыталась её отравить. И в третий раз карлики не смогли её спасти, они положили Снегурочку в стеклянный гроб, чтобы любоваться её красотой. Королевич, проезжающий мимо увидел ее и влюбился. И они отдали ему Снегурочку. Тогда королевич приказал своим слугам нести гроб на плечах. Один из них споткнулся, и от резкого толчка кусок отравленного яблока выскочил из горла принцессы. Они поженились, а королева умерла из-за своей зависти.
«Девочка Снегурочка» написал сказку В. И. Даля. Старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок». Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.
Слайд 7Варианты народных и авторских сказок
Слайд 8Пьеса для театра Островского
В 1873 году А. Н. Островский, под
влиянием идей А. Н. Афанасьева, пишет пьесу, столь известную и
любимую русским народом, - «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Внешне она предстает в произведении как прекрасная бледная светловолосая девушка, одета она в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Весь этот облик представляет зиму с ее белоснежностью снегов и холодом морозов. Весенняя же сторона характера героини представлена ее необыкновенной эмоциональностью и стремлением познать человеческие чувства, хоть и губительные для нее. Что удивительно, первоначально пьеса не имела успеха у публики, она казалась грубой и неумело написанной. Но это было только поначалу...
Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие в заречной слободе Берендеевке. Второе действие во дворце царя Берендея. Третье действие в заповедном лесу. Четвертое действие в Ярилиной долине.
Слайд 9Пьеса для театра Островского
Слайд 10Музыка П.И. Чайковского к одноименному спектаклю
"Снегурочка" Чайковского стала его подлинным
шедевром, одним из самых вдохновенных сочинений, наполненных светом, богатством красок,
буйным цветением сказочных колоритных образов. В начале 1873 года Малый театр закрылся на капитальный ремонт. Все три труппы императорских московских театров, драматическая, оперная и балетная должны были выступать на сцене Большого театра. Понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы. С предложением сочинить такой спектакль Дирекция обратилась к А.Н.Островскому. Музыку же по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории. Он уже начал свой композиторский путь как оперный композитор, был автором двух симфоний. "Снегурочка" стала на его творческом пути мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрениием сказочных колоритных образов. В качестве сюжета "Снегурочки" Островский разработал и развил известную русскую народную сказку. Правда, Островский изложил известный сюжет не просто как поучительную притчу, а с огромным философским подтекстом .
Слайд 11И Островский, и Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением,
постоянно общались, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский выступал в роли
заинтересованного заказчика, постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши. Как признавался сам Чайковский, ему пьеса Островского так нравилась, что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели.
Но жизнь на сцене совместного творения Островского-Чайковского была недолгой. Спектакль вскоре перестал идти. А ставить в других театрах его было практически невозможно: ведь для его исполнения требовались огромные силы, которых не было в драматическом театре, а драматические актеры отсутствовали в оперных театрах. Музыка Чайковского постепенно стала звучать как самостоятельные музыкальные фрагменты на концертной эстраде, что продолжается и по сей день.
Слайд 12Опера-сказка Римский-Корсаков.
Весной 1880 года Римский-Корсаков побывал в Москве у
Островского и получил у него разрешение воспользоваться его пьесой для
сочинения оперы с правом внесения необходимых правок. Сразу после возвращения в Петербург, началась подготовительная работа. Все лето, проведенное в имении Стелёво, он посвятил сочинению этой оперы. Окружающая природа оказалась созвучна его собственным мыслям и вдохновляла его на творчество:
<<Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес «Волчинец» — заповедным лесом; голая Копытецкая горка - Ярилиной горою; тройное эхо, слышимое с нашего балкона, - как бы голосами леших или других чудовищ>>. Осенью того же года была сделана оркестровка сочинения, которая была закончена 26 марта 1881 года.
Слайд 13Интересные факты:
Работа над оперой была завершена 31 марта 1881 года
– в день пятидесятилетия композитора.
Это один из провозвестников жанра фэнтези
– в сюжете задействованы сказочные (Леший, Мороз, Весна) и реалистичные (Лель, Купава, Мизгирь) персонажи, сама фабула имеет архетипическое строение.
Образ Снегурочки уникальный во всей мировой культуре – больше нигде нет подобного, кроме русского фольклора. Он окутан таинственностью, нет четких представлений о ее происхождении, но этот образ присутствует в изобразительном искусстве, сказаниях, песнях.
В. Даль упоминал, что снегурками, снегирями, снеговиками называли «складенных из снега болванов», имеющих образ человека.
Считается, что образ Снегурочки появился после крещения Руси.
Для Виктора Васнецова образ Снегурочки стал ключевым в творчестве.
В 1952 году был снят мультфильм «Снегурочка» на музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова.
Слайд 15Образы сказки Снегурочки в изобразительном искусстве.
Образ Снегурочки привлекал многих художников,
и каждый находил в этом образе свои неповторимые черты. Многие
современники Островского не приняли пьесу, упрекая его за “отход от социальных проблем”. Но были и противоположные мнения. Сказка чрезвычайно понравилась И.С. Тургеневу и А.И. Гончарову. Неравнодушным к ней оказался и русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов, который поставил спектакль по пьесе на домашней сцене в Абрамцево, а затем, в 1885 г., и оперу в своей “Частной русской опере”. Эскизы костюмов и декораций к спектаклю, а затем и к опере были выполнены В. М. Васнецовым в содружестве с И.И. Левинтаном и К.А. Коровиным.
В своих воспоминаниях Коровин пишет, как после встречи с Островским В. М. Васнецов говорил: “Правду, правду сказал он - никто не поймет. Тяжело, печально, вот оно что, люди живут-то другим. Это искусство не нужно. А эта поэма “Снегурочка” - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка…”.
Слайд 16В процессе создания декораций сказочных царских палат, Васнецов использовал архитектурные
детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи
по дереву. Декорации, создававшиеся в процессе общей подготовки спектакля, определяли многие мизансцены и давали художественное решение целых картин. Также как и эскизы костюмов намечали будущие образы спектакля. Основой для всех костюмов послужил белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект. Впервые именно Васнецов изобразил Снегурочку в сарафане и с обручем на голове. Художник с наслаждением вникал в подробности самого мелкого узора на девичьем сарафане и самостоятельно, безо всяких технических помощников расписывал огромные полотнища декораций, изображая картины заповедного леса или царского дворца. Много лет спустя восхищённые искусствоведы скажут, что именно Васнецов именно в оформлении “Снегурочки” оказался первым русским художником, который на театральных подмостках стал равноправным соавтором спектакля, собственно говоря - первым настоящим театральным художником.
Слайд 18Кинофильмы.
«Снегурочка» — советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1968 году режиссёром Павлом Кадочниковым по одноимённой пьесе А. Н. Островского из цикла «Весенние
сказки».
Фильм снимался на реке Мера и в окрестностях имения А. Н. Островского Щелыково. После съёмок декорации
перевезли в Кострому[1].
Фильм вышел на экраны СССР 28 апреля 1970 года[2]. Посвящён 150-летию со дня рождения Александра Островского, о чём говорится в самом начале картины.
Слайд 20Современный образ Снегурочки.
Свой современный облик Снегурочка приобрела в середине тридцатых
годов, когда Советский Союз официально разрешил праздновать Новый год. Во
всех появившихся сценариях праздника она стала ключевой фигурой наравне с Дедушкой Морозом. Именно в это время в ее одеяние привнесли голубые тона, разбавив белыми оттенками. Снегурочка возникает как олицетворением доброты, кротости и самопожертвования. Она вечный спутник и помощник своему уже немолодому дедушке. Именно она направляет его, дает дельные советы и подсказывает, что подарить детям. Уникальный образ в двадцатом веке приобрел совершенные черты. В ее характере нет ни малейшего намека на любое проявление зла или различные пороки человека. От своего прототипа восемнадцатого-девятнадцатого века Снегурочка отличается своей человечностью и добродушием.
Слайд 21Краткое содержание сценария
В деревне берендеев появляется девушка, наделённая красотой, но не чувствами. На снегурочку засматриваются все молодые парни, только сердце её холодно, даже сладкоголосому Лелю не под силу пробудить в Снегурочке любовь. Снегурочка скупа на ласку.
Купава и Мизгирь — жених с невестой, они идут на праздник, зовут с собой купавиных подружек. Мизгирь, увидев Снегурочку, предлагает Купаве идти на праздник без него. Снегурочка становится разлучницей, сама того не желая. Мизгирь прилюдно объявляет о погасшей к Купаве любви. На упрёк берендеев непостоянстве Мизгирь отвечает: «К чему слова? Для сердца нет указки. Купаву я любил, теперь люблю
другую. Снегурочку».
На общем собрании берендеев царь определяет срок: кто покорит снегурочки но сердце к утру перед восходом Ярило-солнца, тому и быть её мужем. Девушки-берендейки с парнями-берендейцами тоже составляют пары и приходят к Ярилу и на показ людям и царю. Лель выбрал Купаву, сравнял её, забытую, совсеми.
Снегурочка просит мать-Весну дать ей любви девичьей. И в Снегурочке просыпается любовь к Мизгирю. Вдвоём они пришли к Ярилу, но солнце погубило Снегурочку — на рассвете она растаяла.
Слайд 22Выводы
На протяжении продолжительного времени в жизни нашего народа существовала, жила
и доставляла радость и создавала грустное, но светлое настроение девочка
Снегурочка, которая была представлена как:
· внучка Мороза и Вьюги-Метелицы
· дочери Снеговика и Весны -Красны
Слайд 23Источники
http://slavculture.ru/slav-kult/771-snegurochka.html
http://morkish6.narod.ru/sneg/p3aa1.html
http://domskazki.blogspot.ru/2010/12/blog-post_3238.html
http://morkish6.narod.ru/sneg/p4aa1.html
http://cyclowiki.org/wiki/Снегурочка_%28пьеса%29
http://www.tchaikov.ru/snegurochka.html
http://fb.ru/article/138637/opera-snegurochka-rimskogo-korsakova-kratkoe-soderjanie-i-istoriya-sozdaniya
http://fb.ru/article/195867/obrazyi-skazki-snegurochka-v-izobrazitelnom-iskusstve-literature-folklore
https://ru.wikipedia.org/wiki/Снегурочка_(фильм,_1968)
http://www.goldenmiddle.ru/articles/istoriya-vozniknoveniya-snegurochki