Слайд 1 Педагогический совет по теме:
Профессиональный стандарт педагога
Презентацию подготовила директор
МБОУ СОШ №1им.А.Коцоева с.Гизель РСО-Алания
Кундухова О.Г. 15 февраля 2015 года
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).
Слайд 2 План проведения
педсовета
Тема: Профессиональный стандарт педагога
Цель: Познакомить учителей с «Профессиональным стандартом педагога», который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Доклад директора МБОУ СОШ №1им.А.Коцоева с.Гизель РСО-Алания Кундухова О.Г.
Слайд 3
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое
педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Слайд 4Идеи
Работодатели должны видеть потенциал увеличения производительности труда, должны быть уверены,
что выпускники учебных заведений хорошо подготовлены
Профсоюзы должны видеть, что стандарты
способны облегчить доступ к занятости и способствовать росту трудовой мобильности
Образовательные учреждения и государственные структуры должны видеть в профессиональных стандартах путь для развития и повышения качества образовательных программ и программ обучения
Слайд 5
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим
документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего,
раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется 3
обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.
Слайд 6Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые
требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то,
чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Слайд 7 Термины и определения
квалификация - готовность к выполнению
определенного вида трудовой деятельности
вид трудовой деятельности - составная часть области
профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций
область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения
Слайд 8Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
Стандарт – инструмент реализации
стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения
качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Слайд 9Требования к профессиональному стандарту педагога
Стандарт должен:
Соответствовать структуре
профессиональной деятельности педагога.
Не превращаться в инструмент жесткой регламентации
деятельности педагога.
Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
Соответствовать международным нормам и регламентам.
Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
стандарта
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором
определяются основные требования к его квалификации.
Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями.
Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения ( в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).
Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в образ. учреждениях на всех ступенях.
Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ , в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям. и отражают структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Слайд 12Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:
Преодолеть технократический подход
в оценке труда педагога.
Обеспечить координированный рост свободы и
ответственности педагога за результаты своего труда.
Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Слайд 13Профессиональный стандарт педагога
1. Область применения. Сфера дошкольного, начального и
общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:
а) при
приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Слайд 14Цель применения
2.1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на
результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
2.2. Обеспечить необходимую подготовку
педагога для получения высоких результатов его труда.
2.3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях. 8
2.4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Слайд 15Применение: определение обязанностей
Профессиональные стандарты задают нормативно регулируемое описание профессиональной деятельности
соответствующих специалистов (трудовые функции, трудовые действия, необходимые умения и знания,
которые становятся основой эффективного выполнения того или иного вида профессиональной деятельности), которое определяет возможный круг выполняемых работ при заключении трудового контракта
Слайд 16Применение: замещение должности
При заключении трудового договора определяется также порядок замещения
определенной должности в штате организации и конкретные должностные обязанности работника,
которые не обязательно включают все трудовые функции данного профессионального стандарта.
При необходимости и по взаимному согласию работодателя и работника, в число должностных обязанностей по конкретной должности могут быть включены трудовые функции иного профессионального стандарта, если это не противоречит действующему законодательству и соответствует квалификации работника
Слайд 17Применение: подготовка
Образовательный стандарт регламентирует профессиональную подготовку специалиста, которая должна обеспечить
потенциальный уровень и набор компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности
при положительном результате освоения соответствующих Основных профессиональных образовательных программ
Слайд 18Применение: аттестация
Необходимо совершенствование системы оценки уровня квалификации работников и порядка
аттестации педагогических кадров (Приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014
г.).
Необходимо определение критериев и правил дифференциации уровней квалификации, определяемых профессиональным стандартом, разработкой и созданием отраслевых рамок квалификации, согласованных с действующей в настоящее время в Российской Федерации Национальной рамкой квалификаций
Слайд 19Применение: определение квалификации
Определение квалификации, минимально необходимой для выполнения трудовых функций
и трудовых действий данного вида профессиональной деятельности, что задается нормой
профессионального стандарта
Определение реальной квалификации работника как субъекта данной конкретной трудовой деятельности
Слайд 20Пример сертификации квалификации
1. Обобщенная трудовая функция - Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования
3.1.3. Трудовая функция - Развивающая деятельность
Трудовые действия: 3.1.3,1Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
3.1.3.3. Применение инструментария и методов диагностики, и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
3.1.3.8. Освоение и адекватное применение специальных
Слайд 21 Содержание профессионального стандарта педагога
4.1. Часть первая: обучение
Педагог должен:
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых
10 русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями
воспитательная работа
Педагог должен:
1. Владеть формами и
методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство,
Слайд 239. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации
и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10. Уметь проектировать
и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
Слайд 2415. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами
в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
16. Уметь
анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
Развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
Слайд 252.
Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные
с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку
своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
Слайд 2611. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический,
деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную
образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
13. Умение осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
Слайд 2717. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и
ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и
социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции и т.д.
18. Владение психолого-педагогическими технологиями , необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Слайд 28Педагог дошкольного образования должен :
1. Знать специфику дошкольного образования и
особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Слайд 296. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом
и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей
развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
Слайд 309. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить
результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых
интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Слайд 31ЭПИГРАФ :
Школа моя - стань еще краше,
Школа моя - стань еще лучше,
Пусть твои дети
станут умнее,
С учителями делят проблемы.