Слайд 1Дислексия
Профилактика дислексии у детей младшего школьного возраста
Слайд 2«Дислексия» - частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в стойких
и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих
в процессе чтения
Слайд 3Ещё до школы родители обязательно должны пройти вместе с ребёнком
профилактический осмотр на предмет выявления дислексии, чтобы предупредить трудности в
обучении у будущего школьника. Обязательное посещение специалиста по дислексии рекомендуется всем детям 5-ти лет.
Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а так же неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, такие как, плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойность, гиперактивность.
Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, не допустить их проявления
Слайд 4При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:
Замены и смешения звуков при
чтении, чаще всего фонетически близких звуков, а также графически сходных
букв;
Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочерёдно;
Пропуски, добавления, перестановки звуков и слогов;
Нарушения понимания прочитанного;
Аграмматизм при чтении.
Слайд 5Направления работы
Развитие памяти на базе неречевых звуков;
Развитие внимания
и памяти на базе речевого материала
Развитие слухового внимания и памяти
Слайд 6Развитие навыка определять количество звуков в слове.
Развитие навыка определять
последовательность звуков в слове.
Развитие навыка определять место звука в
слове. OOO
Развитие фонематического анализа
Слайд 7Развитие фонематического синтеза
Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем
в «перепутанном порядке». Дети составляют и называют слова из предъявленных
логопедом звуков, которые предлагаются с «помехами» (хлопками, временным перерывом, каким-либо словом). Например: С, потом О, затем К. Назвать загаданное слово. (СОК) Дети составляют слово из первых звуков названий картинок. (ЛУК)
Слайд 8Развитие фонематических представлений Речевой материал подбирается в зависимости от этапа
развития фонематического восприятия. Логопед задает условия, а ребенок, основываясь на
имеющемся у него опыте, выполняет задания: придумай слово со звуком ... придумай слово с 3, 4, 5 звуками; отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их; подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).
Слайд 9Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа Отобрать картинки с заданным
звуком в названии, с определением количества звуков. 2. Придумать слова
с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте. 3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса). ОООО ПА Р ПА РК ПА РОМ ПА РУСА
Слайд 10Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа 4. Преобразовать слова: добавляя
звук: рот-крот; мех-смех; осы-косы; (может быть сравнение этих схем слов);
убирая звук: плуг-луг; угол-гол; изменяя один звук слова (цепочка слов): сом-сок; сук-суп...; переставляя звуки: пила-липа; папка-лапка… составление новых слов из звуков (букв) одного слова: ствол-вол; -тол; -стол.
Слайд 11Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа 8. Решение кроссвордов, ребусов,
схем. 9. Нахождение общего звука в словах, например: луна-молоток. 10.
Подбор слов к графическим схемам. 11. Работа по звуко - буквенному анализу слов, с разбором и «пропечатыванием» слов в тетради.