Слайд 1Специфика
словарно – орфографической работы
Слайд 2ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
активизация словарно – логического мышления;
усиление речевого
действия учащихся;
осуществление умственных операций на основе интуиции и более
напряжённого внимания.
Слайд 3Выделяется 4 вида приёмов:
1группа. Приём предусматривает нахождение нового слова из
словаря и формулирование темы словарно орфографической работы на основе смысловой
связи;
2 группа. Приемы, предусматривающие определение нового слова из словаря на основе выявления закономерности его образования.
3 группа. Входят приёмы, связывающие искомое слово с изученными и изучаемыми темами русского языка. Значительно возрастают их универсальность и эффективность использования.
4 группа. Входят упражнения, предусматривающие в процессе установления нового слова использование знаний по другим учебным дисциплинам.
Слайд 41группа. Определите характер смысловой связи между словами в данных парах.
М…г…зин
- прод…вец
Б…льница - врач…
Т…атр - …ктёр
космический к…рабль - ?
Какая смысловая связь между словами каждой пары?
С каким словом мы познакомимся сегодня на уроке?
Слайд 5Правильный ответ:
В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе
– связанную с ним основную профессию.
В магазине – продавец,
в больнице – врач, в театре – актёр, на космическом корабле – космонавт.
Значит сегодня мы познакомимся со словом космонавт.
Слайд 6Чего добиваемся, используя
ПЕРВЫЙ приём в словарно-орфографической работе?
РЕЗУЛЬТАТ!
В процессе
выполнения заданий у детей развивается:
Логическое мышление.
Аналитико-синтаксические способности.
Устойчивость внимания.
Связная аргументированная
речь.
Слайд 72группа.
Внимательно посмотрите на данную запись!
с…зон
винтик
зонтик
к…вок ук…зал ?
Назовите новое слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.
Какое это слово?
Как вы его определили?
Слайд 8Правильный ответ:
Это слово вокзал. Мы узнали, что слово зонтик образовано
от последних слогов первых двух слов верхней строки.
Значит, искомое
слово надо составлять из последних слогов слов нижней строки.
Слайд 9Чего добиваемся, используя
ВТОРОЙ приём в словарно-орфографической работе?
При выполнении
такого типа упражнений у школьников развивается:
Логическое мышление.
Аналитико-синтетические способности.
Устойчивость внимания.
Языковая интуиция.
Связная
аргументированная речь.
Слайд 10РЕЗУЛЬТАТ! (Второй группы)
Учащиеся называют не только искомое
слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения.
Ценность этих упражнений состоит
в том, что с их помощью можно повысить грамотность учащихся за счёт пропуска орфограмм и соответствующих заданий.
Например: Вставьте в исходные слова пропущенные буквы и сгруппируйте их по орфограммам.
Слайд 113группа.
Запишите слова под диктовку:
Последовательно
соедините буквы, являющиеся в данных словах орфограммами.
И
вы узнаете слово из словаря , с которым мы познакомимся сегодня на уроке.
Топор, звук, дровишки, солнце, свобода.
Слайд 123группа.
Тема: Склонение имён существительных.
Б…р…да,
н…род, ив…лга, б…рьба, уг…сать, л…пата, иск…рка, ог…ворка, т…рговля, ег…за, к…са,
кр…ситель, атм…сфера.
Соедините первые буквы имён существительных 1-го склонения, в корне которых пишется гласная О.
Назовите слово из словаря, которое у вас получилось.
Сегодня на уроке мы будем его изучать.
Правописание местоимений с предлогами.
Мне (С), меня (Е), я (Б), меня (Е),
обо мне (А), мной (Д).
Каждой форме местоимения Я соответствует определённая буква, указанная в скобках. Вы сможете назвать новое слово из словаря, если правильно выстроите эти местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках.
КАКОЕ У ВАС ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО?
Слайд 14ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
И.п. – я
(Б)
Р.п. – меня (Е)
Д.п. –
мне (С)
В.п. – меня (Е)
Т.п. – со мной (Д)
П.п. – обо мне (А)
Слайд 153группа. Новое слово вы назовёте, если правильно расшифруете данные
схемы и последовательно соедините полученные буквы.
(1б.) Род
( 4б.) Падеж
М. ж. С. Д. П. Р.
озеро мамы
(2 б.) Падеж (5б.) Предлог
И. Р. В. ОН И К
дружбу
(6б.) Ж.р. 1-го скл.
(3б.) Д.п. 1-го скл. Ь А
Е У И
(7- 8б.) Неопр. ф. г.
-ешь - ть -ет
Слайд 16ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
(1б.) Род
( 4б.) Падеж
М. ж. С. Д. П. Р.
озеро мамы
(2 б.) Падеж (5б.) Предлог
И. Р. В. ОН И К
дружбу
(6б.) Ж.р. 1-го скл.
(3б.) Д.п. 1-го скл. Ь А
Е У И
(7- 8б.) Неопр. ф. г.
-ешь - ть -ет
Слайд 17ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Существительные бывают муж., жен., и сред. рода. Сущ озеро
– среднего рода. Значит в ответе будет буква С.
Сущ. дружбу
стоит в В.п. Значит в ответе будет буква В.
Сущ 1 скл. в Д.п. имеют окончание –Е. Значит в ответе будет буква Е.
Сущ. мамы стоит в Р.п. Значит в ответе будет буква Р.
Он – местоимение, И - союз, К - ПРЕДЛОГ. Значит в ответе будет буква К.
Сущ. жен. рода 1 – ого скл имеют окончания–А, - Я. Значит в ответе будет буква А.
Неопределённая форма глагола оканчивается на ТЬ. Значит в ответе будут буквы ТЬ..
Слайд 18Чего добиваемся, используя
ТРЕТИЙ приём в словарно-орфографической работе?
Развивается внимание.
Углубляются
знания по многим изученным темам(в 1, 2, 3, 4 кл).
Развивается
абстрактное мышление.
Слайд 194 группа.
Тема: Правописание глаголов 2 – го лица ед.
числа.
( использование знаний по математике)
6 7
8 9 ШРИФТ
Л В К Ж 1б. – 16 2б. - 36
Б А Д Ь 3б. – 14 4б. - 21
У А М И 5б. - 40 6б. - 27
П Г Т О
Если вы определите, какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата для выявления букв, то узнаете новое слово из словаря, с которым познакомитесь на уроке.
С помощью какого действия вы узнали букву?
Какое это слово?
Слайд 20Правильный ответ:
6 7 8
9
ШРИФТ
Л В К Ж 1б. – 16 2б. - 36
Б А Д Ь 3б. – 14 4б. - 21
У А М И 5б. - 40 6б. - 27
П Г Т О
Ответ: КИВАТЬ.
Слайд 214 группа. Тема: Повторение об изменении глаголов по лицам.
За
1 минуту постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.
О Т Е
Ь Г Р
Слайд 22СОСТАВЬТЕ ИСКОМОЕ СЛОВО.
Вспомните какие буквы находились в геометрических фигурах. И
составьте искомое слово.
Слайд 244 группа. (использование знаний по ИЗО)
Мысленно расположите квадраты по
цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы и назовите
новое слово из словаря.
М А К Б О Й Н
Жёлт. Голуб. Красн. Зел. Оран. Син. Фиол.
Слайд 25ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Красн. Оран. Жёлт. Зел.
Голуб. Син. Фиол.
К
О М Б А Й Н
Слайд 26
Презентацию составила
Гринчук Вера Егоровна
учитель начальных классов
МОСШ №
42.
г. Нижневартовск
Тюменская область.