Слайд 1Словарные слова
а-к
Горнакова Инна Валентиновна
МКОУ Шелаевская СОШ
Иркутская область
Слайд 2Автобус –многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.
Упражнение.
Прочитайте текст. Выпишите словарные слова.
Подчеркните в них орфограммы.
Автобусы .
Новые автобусы вышли из ворот завода. На Львовском заводе делают разные автобусы: городские, для деревни, для туристов для дальних поездок . Все машины красивые, удобные, вмещают много пассажиров.
Слайд 3Агроном – специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур
Упражнение.
Прочитайте, спишите, вставляя пропущенные
буквы:
Михаил Михайлович Пришвин р…ботал …гр..номом, учит…лем, краеведом, журналистом.
Слайд 4Акула- крупная хищная морская рыба
Ассоциации: увижу акулу, скажу «Ах!»; «ах»
пишу с буквой а и «акула» напишу с буквой а.
Упражнение.
Прочитайте.
Выпишите все формы слова акула, выделяя окончания. Определите, в каких падежах оно употреблено.
«Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть.
Вы к акуле каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в па-асть?»
Слайд 5Апельсин – сочный ароматный кисло-сладкий плод с мягкой кожурой оранжевого
цвета.
Упражнение.
Прочитайте. Выпишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы. Запишите однокоренные
слова ко всем словарным словам.
Рады, рады, рады
Темные …сины,
И на них от радости
Растут …пельсины.
Слайд 6Арбуз- бахчевое растение с большими шарообразными сладкими плодами.
Упражнение .
Разгадайте загадку.
Сам
алый, сахарный.
Кафтан зеленый , бархатный
Запишите отгадку, проведите звуко-буквенный анализ.
Слайд 7Багаж- вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки.
Упражнение.
Прочитайте. Определите, в
каком значении употреблено слово багаж.
С таким багажом знаний он найдет
выход из любой ситуации.
Виктор сдал свой багаж в камеру хранения.
Слайд 8Барабан- ударный мембранный музыкальный инструмент в виде цилиндра, сверху и
снизу обтянутый кожей.
Упражнение.
Прочитайте.
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали обезьяны.
Запишите
предложения под диктовку. Определите основу предложений. Каким членом предложения является существительное барабаны?
Слайд 9Баран- жвачное парнокопытное млекопитающее с густой шерстью и изогнутыми рогами.
Упражнение.
Спишите.
Выделите окончания в выделенных словах. Одной чертой подчеркните однокоренные слова,
двумя- изменения формы слова.
Звонко кричит петушок. Скачут барашки, овечки…
Бараны, бараны стучат в барабаны! Рано-рано два барана застучали в ворота. Сел баран на пароход и поехал в огород.
Слайд 10Берёза- лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.
Ассоциация:
берёза кудрявая, причешу берёзу гребёшком, гребешок похож на Е, «берёза»
напишу буквой е.
Упражнение.
Прочитайте. Выпишите словарные слова.
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром.
Запишите однокоренные слова к словарным словам.
Слайд 11Валенки – зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти.
Упражнение.
Прочитайте. Объясните написание
орфограмм. Подготовьтесь к письму по памяти.
Этот чистит валенки,
Моет сам галоши.
Он
хотя и маленький,
Но вполне хороший.
Подчеркните словарные слова.
Слайд 12Василёк- полевой цветок- сорняк, растущий во ржи и других злаках.
Упражнение.
Прочитайте.
Объясните написание орфограмм. Подготовьтесь к письму по памяти.
Не найдешь, не
найдешь
Синего цветка.
Не сорвешь, не сорвешь
В поле василька.
Слайд 13Велосипед- двухколёсная или трехколёсная машина для езды, приводимая в движение
ножными педалями.
Упражнение.
Прочитайте. Подберите однокоренные слова к существительному медведь. Выполните звукобуквенный
анализ существительного велосипед.
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед.
Слайд 14Ворона- всеядная птица, серая с черным или черная.
Упражнение.
Объясните лексическое значение
фразеологических оборотов: белая ворона. Ворон считать. Ворона в павлиньих перьях.
Слайд 15Газета- периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям политической
и общественной жизни.
Упражнение.
Спишите , вставляя пропущенные буквы.
Почту в дальние
ра…оны
Доставляют п…чтальоны
И заходят а каждый дом
То с г…зетой, то с п…сьмом.
Слайд 16Город- крупный населённый пункт.
Упражнение.
Прочитайте. Назовите морфологические признаки выделенного существительного:
Мы не
зря привыкли называться
Именами наших городов.
Слушать я, как музыку готов:
«Москвичи», «рижане»,
«ленинградцы»
Слайд 17Деревня – крестьянское селение; сельская местность.
Упражнение.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Объясните орфограммы.
От д…ревни, до леса д…рога шла через поле. Идешь
по нему- со…нце п…чёт, ж…ра.вот моя д…ревня; вот мой дом р…дной.
Слайд 18Енот- хищное млекопитающее с темно- жёлтым ценным мехом.
Упражнение . Отгадайте
загадку. Отгадку запишите.
У воды сидит, как пень,
И полощет целый день.
Что
поймает и найдет-
Тотчас в стирку все пойдет:
Фрукты, тряпочка, лягушка-
Славной выйдет постирушка
Слайд 19Забор- ограда, преимущественно деревянная
Упражнение. Объясните значение фразеологического оборота:
Нашему забор двоюродный
плетень.
Слайд 20Завод- промышленное предприятие с механизированными процессами производства.
Упражнение.
Прочитайте . Выпиши
словарные слова.
Вот о чем звонки звенят,
Вот о чем завод гудит:
-Дело
чести для ребят
Быть в ученье впереди.
Слайд 21Заяц- зверек отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними
ногами.
Упражнение. Объясни значение пословицы.
За двумя зайцами погонишься- ни
одного не поймаешь.
Слайд 22Змея- пресмыкающееся с длинным извивающимся телом, часто с ядовитыми железами
в пасти.
Упражнение. Составьте словосочетания. Какое из словосочетаний является фразеологизмом?
Змеиный
шкура
Змеиное язык
Змеиная гнездо
Слайд 23Иней – тонкий слой ледяных кристаллов образующийся благодаря испарениям
Упражнение. Разгадайте
загадку.
Не снег не лёд,
А серебром деревья уберет.
Слайд 24Кабан- дикая свинья.
Прочитайте. Выпишите названия животных. Запомните их написание. Подберите
однокоренные слова к слову кабаны, разберите их по составу.
Как услышали
про елочку слоны,
Ягуары, павианы , кабаны,
Тотчас за руки
На радостях взялись
И вкруг елочки
Вприсядку понеслись.
Слайд 25Капуста- огородное растение, растущее обычно кочаном.
Упражнение. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные
буквы.
Хмурая, д…ждливая наступила ос...нь,
Всю к…пусту сняли, нечего украсть.
Слайд 26Карандаш- письменная принадлежность- деревянная палочка со стрежнем из смеси глинистой
массы с графитом.
Упражнение. Отгадайте загадку.
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом ведет,
Там
заметку кладет.
Слайд 27Колесо –диск, вращающийся на оси.
Ассоциации: колесо круглое, похоже на букву
о, напишу колесо с буквой о.
Упражнение. Прочитайте считалочку.
Ехала телега,
Сломалось колесо.
На
починку пошло?
Раз, два, три, четыре, пять,
Будешь ты всех нас искать.
Выпишите выделенное слово, подбери к нему однокоренные слова, разбери их по составу.
Слайд 28Корова –самка крупных жвачных парнокопытных животных.
Упражнение. Объясните значение фразеологических оборотов
Слайд 29Кровать – предмет мебели для спанья- длинная рама с ножками
и двумя спинками, на которую кладут матрас и постельные принадлежности
Упражнение.
Прочитайте.
Объясните написание орфограмм.
Пр…б..жала мышка-мать,
Погл..дела на кр..вать, Ищет глупого мышонка,
А мышонка не в..дать.
Выпишите словарные слова, подберите к ним однокоренные слова, разберите по составу.
Слайд 30Крокодил- крупное водное пресмыкающееся тёплых стран.
Упражнение.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Бедный кр..к..дил
жабу проглотил.
И ск..зал гиппопотам кр..к..дилам и китам.
Кр..к..дил со..нце в небе
проглотил!
Разберите предложения по членам предложения и по частям речи.