Слайд 1
Развитие детской инициативы и самостоятельности посредством конструктивно - модельной
деятельности .
Выполнила воспитатель МБДОУ № 2 «Дюймовочка»
Гаджибекова Т.А.
В условиях современного динамичного развития общества повышаются требования
к инициативным, творческим людям. Приоритетной задачей дошкольного образования является поддержка и развитие детской инициативы в различных видах деятельности.
Между тем в век компьютеризации и телевидения у детей снижается интерес к мыслительным действиям. Бесспорно, что растёт информированность современных детей. Они могут строить в виртуальном мире различные постройки, но это не заменит ребёнку тактильных, визуальных ощущений, когда ребёнок может оперировать своими постройками., строить из разнообразных , в т.ч. нетрадиционных материалов.
В соответствии с требованиями ФГОС деятельность педагога так же должна выстраиваться в новом ключе: и связано это с субьектностью ребенка. Педагогам необходимо научиться сопровождать и амплифицировать естественные процессы развития детей, а не навязывать детям свою программу. Развитие ребенка происходит во всех видах деятельности: продуктивной, опытно – экспериментальной, в том числе и конструктивно- модельной.
Всё это развивает в ребёнке творческие способности, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпение, которое пригодится для успешного обучения в школе. Ведь один из подходов, который лежит в основе ФГОС это - социокультурный подход. В соответствии, с которым, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен овладеть: основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
Актуальность данной проблемы определена в Законе « Об образовании» (подраздел 2,ст.1,ч 1), Программе развития образования, в Конвенции о правах ребёнка, в ФГОС Дошкольного Образования.
Слайд 3Проблема:
Каким образом, выстроить совместную и самостоятельную деятельность педагога
с детьми по конструированию, чтобы ребенок занимал позицию субъекта деятельности?
Слайд 4Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации и проведению
конструктивно- модельной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с
требованиями ФГОС Дошкольного Образования.
Слайд 5Задачи:
1.Познакомить участников мастер - класса с технологией
совместного планирования деятельности педагога и детей в центрах развития группы.
2.Познакомить педагогов с новыми подходами к организации и проведению конструктивно-модельной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Дошкольного Образования.
3.Сформировать представления о современных методах и приемах, используемых педагогом в процессе совместной конструктивно-модельной деятельности с детьми.
4.Обогатить представление педагогов о создании условий для самостоятельной конструктивно-модельной деятельности детей.
5.Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на проведение конструктивно-модельной деятельности с детьми в соответствии с новыми требованиями.
Слайд 6Утренний сбор. Технология Л.В.Свирской
План
Дело Оценка
Утренний
сбор
«Солнышко»
«Паутинка»
«Вечерний сбор»
Слайд 7Структура группового сбора
Приветствие
(пожелания, комплименты, подарки и т.д.)
1-2 минуты
3. Обмен новостями
2-10 минут
2. Игра
(элементы тренинга,
психогимнастика, пение, слушание)
2-5 минут
4. Планирование дня
(выбор темы; планирование содержания, форм и видов деятельности)
Презентация центров активности. 5-12 минут
Групповой сбор
(утро добрых встреч)
Слайд 8Дневной цикл образовательной деятельности
Утренний сбор 10 – 20 минут;
Работа в центре 30 – 60 минут;
Итоговый сбор 10
– 20 минут.
Слайд 10Новые подходы при организации конструктивно – модельной деятельности
Принцип трансформации;
Принцип
культуросообразности;
Каркасная форма, пустотелая, с опорой на своё тело;
Изменение позиции
педагога.
Положительный психологический микроклимат.
Уважение индивидуального вкуса и привычек детей.
Поощрение желаний создавать по собственному замыслу.
Создавать условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей.
При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры с применением продуктов конструирования;
Привлекать к планированию жизни группы на день и более отдалённый период. Обсуждать выбор.
Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой деятельности или познавательной деятельности детей по интересам.
Слайд 13Каркасная форма, пустотелая, с опорой на своё тело
Слайд 14
Материалы для конструктивно – модельной деятельности
Готовые
Полуоформленные
Неоформленные
Слайд 16Современные методы и приемы конструктивно-модельной деятельности
Создание образовательных ситуаций;
Самостоятельное экспериментирование
со строительным материалом, исследование его физических и конструктивных свойств;
В дидактических
упражнениях и в специально созданных ситуациях.
Слайд 17 Применение метода экспериментирования в конструктивно- модельной деятельности
Знакомить детей
с разными способами изменения одной и той же постройки (для
получения вариантов);
Сравнивать новую конструкцию с предыдущей, что и почему изменилось?
Обследовать, выверять тактильно, визуально, оперировать этим.
Побуждать у детей устойчивый интерес к занятиям и играм, используя для этого мелкие игрушки.
Расширять опыт обследования.
Обращать внимание на связь конструирования с реальным сооружением предметов.
Содействовать пониманию слов, связанных с конструктивно- модельной деятельностью и употреблять их в свободной игре.
Постоянно активизировать имеющейся опыт, только тогда можно создавать, проблемно- игровую ситуацию.
Стараться, чтобы все идеи детей были услышаны, чтобы накопленный опыт был достоянием всех детей.
Слайд 18 Изменение подходов к проведению ОД с детьми
Структура деятельности:
Цель: (что
будем строить?);
Мотив деятельности (зачем, для чего и для кого
будем строить?);
Выбирать материал для конструирования (из чего будем строить?);
Создавать постройку предложенным способом (по показу, модели, схеме, фотографии, описанию) или самостоятельно, завершать работу;
Обыгрывать постройку и в игре анализировать её качества (соответствие замыслу, функциональность, устойчивость, привлекательность).
Слайд 19Размещение и обыгрывание готовых конструкций
Найти место для размещения в пространстве
готовых конструкций, например «мобили» для оформления группы по теме недели.
Это может быть композиция, инсталляция её место в интерьере или экстерьере, т.е. на участке.
Наличие выставочной зоны для демонстрации своих построек, что позволит повысить самооценку и интересы к дальнейшему конструированию.
Необходимо наличие наглядного материала – рисунки, фотографии прошлого и настоящего, чертежи, схемы весь этот материал способствует самостоятельному возведению построек детьми.