Слайд 4Л.Н. Толстой и его «Азбука»
1871 – 1872г.г.
Всего Львом Николаевичем
написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки,
были, очерки, басни, пословицы, поговорки, загадки.
Слайд 9«Общие замечания для учителя»
Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно,
чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно,
нужно: чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях
Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, Толстой советовал избегать двух крайностей: не говорить ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорить о том, что он знает не хуже, а иногда и лучше учителя. Толстой предлагал учителю давать ребенку больше творческих заданий.
Для того чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях, он советовал:
чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где он учится;
чтобы ученик не стыдился учителя или товарищей;
(очень важное) чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т е. за непонимание, ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями;
чтобы ум не утомлялся. Определить число часов или минут, после которого ум ученика утомляется, невозможно ни для какого возраста, но для внимательного учителя всегда есть верные признаки утомления, как скоро ум утомлен, заставьте ученика делать физическое движение, лучше ошибиться и отпустить ученика, когда он еще не утомлен, чем ошибиться в обратном смысле и задержать ученика, когда он утомлен, тупик, столбняк, упрямство происходят только от этого;
чтобы урок был соразмерен силами ученика, не слишком легок, не слишком труден. Если урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим и не будет делать никаких усилии, если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении.
Слайд 11«Л.Н. Толстой – целый мир»
М. Горький
Вклад Льва Николаевича Толстого в
педагогическую науку велик. Он восстановил в правах личность ребенка и
разработал новые оригинальные подходы к обучению и гармоничному развитию детей.
Опыт Льва Николаевича Толстого неповторим, а идеи, вытекающие из этого опыта, сегодня актуальны как никогда.