Слайд 1Семинар-практикум
Тема: «Развитие мелкой моторики
у детей с нарушением речи»
Подготовили: воспитатель
Стоянова И.Н.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад №10»
Слайд 2
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
(В.А.Сухомлинский)
Исследования отечественных физиологов подтвердили связь развития руки с развитием мозга. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук соответствует развитию высших корковых функций(память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность).
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации тонких движений рук.
Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Слайд 3
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности
к школьному обучению.
Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет
логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти, внимания и связной речи.
Слайд 5
Если у ребёнка с раннего детства развивать мелкую моторику,
то у него развиваются память, внимание, речь, активнее мыслительные процессы.
Мелкая моторика
Мышление
Практические навыки
Подготовка к письму
Внимание
Память
Речь
Слайд 6Трудности при недостатках
развития мелкой моторики
-Не способны провести прямую
линию
(вертикальную, горизонтальную).
- Испытывают трудность формирования
правильной траектории
движений
при выполнении графического элемента
(цифры, геометрической фигуры).
-Отсутствует желание рисовать, лепить,
заниматься ручным трудом.
Слайд 7Влияние мелкой моторики
на развитие всего организма ребёнка
Работа головного мозга
Состояние
желудка
Состояние кишечника
Работа печени и почек
Работа сердца
Слайд 8Как развивать мелкую моторику?
* Массаж кистей рук.
* Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
*
Пальчиковые игры со стихами, скороговорками.
* Пальчиковый театр.
* Лепка из пластилина,
соленого теста с использованием природного материала
Слайд 18Как развивать мелкую моторику?
* Рисование кистью, пальцем, зубной щеткой.
* Конструирование:
из бумаги в технике
оригами, работа с
конструктором ЛЕГО.
* Аппликация.
* Рисование по трафаретам.
* Штриховки.
* Дорисовка ( по принципу симметрии).
* Лабиринты.
* Дидактические игры.
Слайд 25Как развивать мелкую моторику?
* Шнуровка.
* Игры с мелкими предметами
* Пазлы.
*
Мозаика.
Слайд 27Уровень развития тонкой моторики и координации движения рук – один
из основных показателей, как речевого развития детей, так и интеллектуального,
и следовательно, готовности к школьному обучению. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, настроение, желание, возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции, что будет вызывать интерес к играм и приведёт к положительному результату в развитии мелкой моторики.
Вывод
Слайд 29Итоговая сказка
Жил-был человечек и построил он себе дом. Домик получился
красивый с высокой трубой на крыше. Вокруг дома построил он
забор с воротами. Возле дома человечек посадил цветы, они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером. Над цветами кружили пчёлы, они жужжали и собирали цветочный сок.
Человечек жил один-одинёшенек, и пошёл он по свету друзей искать. Шёл-шёл, встретил птичку и говорит: «Птичка-птичка, давай дружить!» Но птица ничего ему не сказала, взмахнула крыльями и улетела.
Пошёл человечек дальше и увидел рыбу. Но рыбка не захотела дружить с человеком, плеснула хвостиком и уплыла. А он пошёл дальше и встретил лошадку. «И-го-го», – сказала лошадка, – давай с тобой дружить, человек, я буду помогать тебе перевозить тяжёлые грузы». И человечек с радостью согласился. Дальше пошли они вместе: человек и лошадка.
Шли-шли, а навстречу им – собака. «Ав-ав, возьми меня с собой, человек, я буду тебя охранять». И пошли они дальше втроём: человек, лошадь и собака. Идут и видят – коза пасётся в поле: «Ме-ме, давай дружить, человек, я буду поить тебя вкусным молоком». Дальше пошли они вчетвером: человек, лошадь, собака и коза. Идут и слышат жалобное мяуканье. Оказалось, что это кошка: «Мяу-мяу, возьми меня с собой, человек, я буду мышей пугать, чтобы они ничего не могли погрызть».
Согласился человечек, и пошли они дальше: человек, лошадь, собака, коза и кошка. Пришли к реке, а переправиться через неё не могут: мостика нет. Построили они тогда все вместе мостик, перешли на другой берег, и увидел человек свой домик с трубой, из которого он ушёл когда-то. Построил человек для своих друзей сарай, и стали они вместе жить-поживать и друг другу помогать.
Слайд 30Человечек.
Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз,
средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем. Указательный
и средний пальцы передвигаются по поверхности стола, имитируя движения ног. Надо следить за тем, чтобы указательный и средний пальцы сильно не сгибались.
Слайд 31Домик с трубой.
Исходное положение. Пальцы рук соединить под углом, большие
пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить
– это «труба».
Слайд 32Ворота.
Исходное положение. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу
– «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены. Затем развернуть ладони
параллельно друг другу, пальцы направлены от себя – «ворота открыты».
Слайд 33Цветок.
Исходное положение. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей
прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук
в стороны, а потом сводим пальцы вместе.
Слайд 34
Пчёлы.
Исходное положение. Выпрямить указательный палец, остальные пальцы
прижать
к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем.
Слайд 35
Птичка.
Исходное положение. Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие
пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья».
Помахать ими.
Слайд 36Рыбка.
Исходное положение. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены
в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево,
имитируя движения рыбки хвостом.
Слайд 37Лошадка.
Большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту ладонь
другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палей левой
руки поднять вверх.
Слайд 38Собака.
Исходное положение. Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и
поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Мизинец то опускать, то поднимать,
имитируя движение собачьей пасти.
Слайд 39Коза.
Исходное положение. Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный
– прижать большим пальцем к ладони.
Слайд 40Кошка.
Исходное положение. Большой палец и мизинец поднять верх. Остальные пальцы
прижать к ладони.
Слайд 41Мышка.
Исходное положение. Мизинец и указательный палец согнуты – это «ушки».
Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты.
Слайд 42Мостик.
Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг
другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки.
Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении.
Слайд 43Сарай.
Исходное положение. Пальцы рук соединить под углом – «крыша». Большие
пальцы спрятать под «крышу» и прижать к ладоням.