Слайд 1Подготовила воспитатель : Ложкина Екатерина Сергеевна д/с № 145 Нижний
Тагил
Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Слайд 2Цель.
Развитие у детей ценных навыков и способов поведения в отношении
с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.
Слайд 3Актуальность темы.
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая
самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и
любви к нему окружающих людей.
Слайд 4Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка,
а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей
жизни.
Слайд 5Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков,
речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя
следующие компоненты:
Диалоговые, коммуникативные навыки:
- вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)
- невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
Социальные навыки:
умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.
Слайд 6Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры,
общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми.
Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Слайд 7Социально – коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений:
Понимать эмоциональные состояния сверстника,
взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о
нем;
Получать необходимую информацию в общении;
Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
Вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
Отстаивать свое мнение;
Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
Принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.);
Уважительно относиться к окружающим людям;
Принимать и оказывать помощь;
Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Слайд 8Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность.
Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит
социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Слайд 9Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем
богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что
в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.
Слайд 10В процессе непосредственно-образовательной деятельности необходимо включать игры на развитие эмоциональной
отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты»,
развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.
Слайд 11Для налаживания диалогического общения использовать настольно-печатные, дидактические игры, такие как
лото, домино, игры с правилами.
Слайд 12Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не
только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных,
подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.
Слайд 13Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений.
Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него
ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Слайд 14 На шестом году жизни интересы детей становятся более определенными,
осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета и роли.
Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными . Детей объединяется в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.
Слайд 15Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно
наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать
на своих детей поучать их, другая будет примерять наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.
Слайд 16Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность старшего дошкольного возраста. По уровню
развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному
обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.
Слайд 17Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной
деятельности.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся
участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Слайд 18
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет
использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников,
которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.
Слайд 19Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя
с полюбившимся образом. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя,
дошкольник принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Слайд 20Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в
контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на
конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адоптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.
Слайд 21Список используемой литературы:
1. Абрамова, Н., Кормилица, В. К проблеме активизирующего
общения взрослого и ребенка в игре // Дошкольное воспитание. -
1996. - № 3. - С. 30 - 32.
2. Богуславская, Н.Г., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург: «АРГО», 1997. - 192 с.
3. Галигузова, П.H., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992. - 143 с.
4. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание.1995.-№9.-С. 21-28.
5. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 23 с.