Слайд 1Развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ.
Козырева Ольга Юрьевна,
воспитатель первой
кв.к.,
МКДОУ детский сад №21 ГО Ревда
Слайд 2Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда
обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие
принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Поэтому в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, подготовленной к решению сложных задач.
Слайд 3Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г.
С. Альтшуллеру.
Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) (псевдоним - Генрих Альтов) -
автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель. В 1946-48 г.г. главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления.
Слайд 4Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить
их мыслить системно с пониманием происходящих процессов , дать в руки
воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Слайд 5Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).
Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим
этапам:
корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель;
определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат);
выявляются и анализируются физические противоречия;
прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования
Слайд 6Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный
процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов
ТРИЗ.
Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей.
Метод «Синектика» предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии.
Слайд 7Метод морфологического анализа Строят таблицу (две оси) или ящик (более
двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта
и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов. Перебираются все возможные варианты.
Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.
Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э.Кунце. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
Слайд 8Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч.Вайтингом. Суть метода заключается
в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики
других, ни чем с ним не связанных объектов.
Типовые приёмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования: увеличение-уменьшение, дробление-объединение, оживление-окаменение, специализация-универсализация, преобразование свойств времени, приём «Наоборот». Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.
Системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.
Слайд 9 ММЧ (метод маленьких человечков). Суть методики в том, что
дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих
предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.
Слайд 10Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного
учреждения.
Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
Цель первого
этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.
Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Слайд 11Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет снять психологические
барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и
учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решать.