Слайд 1Роль учителя в сплочении классного коллектива
Бесплатные презентации
http://prezentacija.biz/
Слайд 2Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы.. Профессиональная миссия педагога,
на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального
становления и развития личности школьника в период его школьного образования.
Слайд 3Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и
педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы
сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать уч-ся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.
Слайд 4Межличностные отношения детей в классном коллективе - это форма реализации
социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В
коллективе у школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Школьник стремится к выполнению должных норм, которые предлагают ему взрослые, у него велико желание быть положительно оцененным, одобренным взрослым.
Слайд 5В начальной школе учитель играет объединяющую роль. В первые годы
школьной жизни учащиеся ориентируются на мнение учителя, часто авторитет его
очень высок.
Слайд 6Младший школьный возраст, представляет большие возможности для формирования нравственных качеств
и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет
учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования личности.
Слайд 7Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, школьник
приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать
одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно
Слайд 8Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия
для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность
ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей
Слайд 9Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться
сам, стихийно. Нужна “окружающая ребенка атмосфера” социальной мысли (Л.С. Выготский),
внешнее педагогическое влияние и руководство.
Слайд 10Учитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он
организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия
учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В деятельности учителя органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Учитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе [24, с.46].
Слайд 11Работа учителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе
программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и
негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений.
Слайд 12Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и
материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Деятельность классного руководителя
в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
Слайд 13Занимаясь воспитательным процессом классного коллектива, учитель однозначно ставит основной целью
развитие каждой Личности, учитывая индивидуальные особенности всех учеников, правильное развитие
одного ребенка неразделимо связано с тем, в каком окружении он находится: воспитывая вместе, воспитываем одного воспитывая одного, развиваем всех.
Основное в деятельности учителя - воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. Но к их решению он подходит, прежде всего, как воспитатель.
Слайд 14Руководствуясь общей теорией коллектива, сплочение учащихся он начинает с организации
их деятельности.
Учитель ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для
учащихся цель, открывает для них перспективу интересной и содержательной совместной жизни.
Одновременно с этим учитель помогает учащимся создавать органы внутриколлективного самоуправления. На первых порах, предварительно ознакомившись с учащимися лично и по документам, он может сам назначить ответственных за ту или иную работу школьников (староста класса, дежурные).
Слайд 15За этим коротким организационным этапом следует выявление актива класса и
формирование всех органов самоуправления в первичном коллективе [19, с.231].
Слайд 16Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нем
возникают, прежде всего, деловые отношения - отношения ответственной зависимости. Они
являются основными в коллективе. Но вскоре складываются и межличностные товарищеские отношения между учащимися, основанные на взаимной заинтересованности школьников. Постепенно возникает и еще один вид межличностных отношений - избирательные отношения между друзьями в классе в соответствии с личными симпатиями
Слайд 17Учитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в
классе, имея в виду их стержень - деловые связи учащихся.
Жизнь
коллектива учащихся украшают традиции. Классный руководитель помогает школьникам постепенно установить свои традиции: отмечать знаменательные даты, проводить вечера любимых героев, писателей, праздновать дни рождения учащихся и т.д.
Слайд 18Таким образом, главная роль в сплочении классного коллектива принадлежит учителю.
Чтобы сплотить коллектив необходимо планировать различные мероприятия: экскурсии, походы, прогулки,
поездки. Учитель должен грамотно организовывать свою работу и любить детей. В следующем параграфе мы рассмотрим занятия по методике Н.Е. Щурковой как средство сплочения коллектива.
Слайд 19ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Принцип открытости
Классный руководитель планирует жизнь в классе
совместно с ученическим коллективом.
Принцип привлекательности
Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным
результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности
Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.
Слайд 20ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Принцип свободы участия
Представление возможности выбора заданий с
учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.
Принцип обратной связи
Совместно с
учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
Принцип сотворчества
В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.
Слайд 21ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
1. Сплочение классного коллектива на основе развитияученического
самоуправления.
2. Глубокое изучение (в том числе с применением методов диагностики) индивидуальных особенностей
учащихся,родителей, межличностных отношений.
3. Организация коллективных творческих дел.
Слайд 22ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
4. Стимулирование позитивного поведения учащихся, их ориентация
на здоровый образ жизни.
5. Создание условий для творческой самореализации каждого ученика.
6. Оказание помощи учащимся
в сложных, затруднительныхситуациях: в учебе, в организации досуга, в их повседневной жизнедеятельности.
7. Организация и коррекция взаимодействия учителей,учащихся и родителей.