Слайд 1Сивохина Маргарита Владимировна Чувашская Республика город Шумерля
МОУ «СОШ №
2»
Слайд 2Тема урока
Юрий Карлович Олеша
роман – сказка для детей Три Толстяка
Слайд 4 Сказка написана в 1924 году
Слайд 5Цели урока:
1.Учить работать с текстом, совершенствовать навыки чтения, обогащать словарный
запас обучающихся и расширять их кругозор.
2.Развивать речь обучающихся, воображение, внимание,
логическое мышление.
3.Прививать любовь к книге, живому слову.
Слайд 6Эпиграф к уроку
«Очень мало было авторов, писавших сказки. Поэты этого
рода действительно редкое и удивительное явление. Здесь не может быть
подделки, здесь поэзия и выдумка первоклассны, здесь индивидуальность автора исключительна».
Слайд 7Юрий Карлович Олеша
Родился в Елизаветграде 3
марта 1899 года. Попробовал себя во всех литературных жанрах: поэзии,
прозе, драме. Юрий Карлович был влюблён в театр, и ему очень хотелось, чтобы сказка была театральной.
.
Слайд 8Словарная работа
Тибул - усечённая форма от имени римского поэта. (Тибулл
Альбий, живший 50-19 г. до н. э.). Он мечтал об
идиллической жизни в деревне. Он враждебно относился к императорскому режиму, который установился в Риме при императоре Августине.
Суок - вся жизнь.
Тутти - разлучённый.
Слайд 9Какие новые слова вы нашли в тексте?
Слайд 10Какими источниками вы пользовались, чтобы определить значение непонятных слов?
Слайд 11
Назовите имена персонажей романа, с которыми вы познакомились во время
чтения.
Слайд 12
Дайте краткую характеристику действующих лиц романа.
Слайд 14Вопросы по произведению.
В каком месяце проходили события, описанные в сказке?
Сколько
шаров было у продавца?
Кому достались эти шары?
На какое время была
назначена казнь на Площади суда?
Во сколько дней укладываются события сказки?
Слайд 15Вопросы по произведению.
Какую роль сыграла Суок в пантомиме «Глупый король»?
Сколько лет было Суок?
Тутти и Суок разлучили. Девочку
отдали бродячему цирку в обмен на что?
Сколько наук изучил доктор Гаспар Арнери?
Слайд 20Вопросы по произведению.
Между кем был совершён такой обмен: шары на
подземный ход?
Кто рассказал суду о ночном разговоре Суок
и Просперо?
Из-за чего тётушка Ганимед выпустила мышь?
Что за необыкновенные слёзы были у тётушки Ганимед?
Слайд 21Работа над языковыми средствами выразительности речи
Сказочным делает роман множество риторических
фигур.
Например,
« Все трое сопели так сильно, что
на веранде открывалась и
закрывалась дверь».
«Толстяки ели больше всех. Один начал есть салфетку… Он оставил салфетку и тут же принялся жевать ухо Третьего Толстяка. Между прочим, оно имело вид вареника».
Какие ещё риторические фигуры знаете? Приведите примеры из текста.
Слайд 24Спрашивает географ МОУ «СОШ №2» города Шумерли Дмитриева Наталья Ивановна:
Где находился дворец Трёх Толстяков?
Слайд 25Спрашивает химик МОУ «СОШ №2» города Шумерли Колеватова Эльвира Еремеевна:
Мышь съела у тетушки Ганимед весь мармелад. Как объясняет доктор
Гаспар такую любовь мыши к мармеладу?
Слайд 26Спрашивает филолог МОУ «СОШ №2» города Шумерли Логинова Марина Сергеевна:
Какой маленький непонятный зверь с кошачьими глазами сидел в
клетке в балагане дядюшки Бризака?
Слайд 27Спрашивает физик МОУ «СОШ №2» города Шумерли Мушлайкина Раиса Николаевна:
Почему
мудрый Гаспар не мог исправить куклу наследника Тутти к следующему
утру?
Слайд 28Спрашивает художник МОУ «СОШ №2» города Шумерли Соколов Вячеслав Александрович:
Какого цвета были волосы оружейника Просперо?
Слайд 29Спрашивает заместитель директора МОУ «СОШ №2» города Шумерли
Покровская Вера
Николаевна:
В ухо наследнику Тутти накапали таинственное лекарство.
Сколько дней он должен проспать после этой процедуры?
Слайд 30Спрашивает директор МОУ «СОШ №2» города Шумерли Кутырёва Татьяна Алексеевна:
Перечислите
вещи, которые доктор Гаспар потерял во время суматохи.
Слайд 31Спрашивает заместитель директора МОУ «СОШ №2» города Шумерли Табункина Регина
Николаевна:
Продолжите фразу: «Женщина уронила толстую кошку. Кошка шлёпнулась, как…»
Слайд 32Спрашивает историк МОУ «СОШ №2» города Шумерли Ладонина Наталья Владимировна:
Что в романе было особенно интересным, необычным?
Слайд 33Спрашивает учитель начальных классов МОУ «СОШ №2» города Шумерли Макарова
Галина Алексеевна.
Кто из героев романа вам понравился особенно? Почему?
Слайд 34Спрашивает заместитель директора по ИКТ МОУ «СОШ №2» города Шумерли
Лимонова Надежда Николаевна:
Чему научило вас это произведение?
Слайд 35Поделись с нами.
1. Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем
уроке?
2. Какие черты характера вы хотели бы приобрести после
знакомства с героями романа?
3. Что бы вы порекомендовали тем, кто ещё не прочитал роман « Три Толстяка»?
Слайд 36Призыв критика.
Один из литературных критиков И. Рахтанов призывал взрослых читателей:
«Если вы никогда не читали роман, не слышали
оперы, не видели балета, если вы не читали роман в детстве или давно, перечитайте его сегодня взрослыми глазами, и вы увидите, что это классика, вам покажется, будто он существовал всегда, вечно, не мог не существовать».
Слайд 37Наше творчество
Мастерская 4 А класса