Слайд 1Русская философия
http://prezentacija.biz/
Слайд 2«Мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого
рода, мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку,
и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода…»
П. Я. Чаадаев «Философические письма»
Слайд 3Этапы развития русской философии
Древняя и средневековая русская философия
Русское Просвещение
Российский духовный
ренессанс
Советский период русской философии
Постсоветский период русской философии
- XI-XVII вв.
-
XVIII – первая четверть XIX в.
- Вторая четверть XIX в. – 1917 г.
1917 – 1991 г.
С 1991 г.
Слайд 4социальная ориентированность русской мысли.
«народопоклонство».
обращенность к актуальным проблемам жизни (поиски
ответа на вопросы:
Что делать?
Кто виноват?);
русская идея (славянофилы и
западники) – особая историческая миссия России
Особенности русской философии
Слайд 5
Антропоцентризм - обращенность к человеку, его положению и судьбе
Преобладание этицизма,
«мучительных раздумий» над проблемами морали
Слайд 6идея соборности -
сочетание единства и свободы многих лиц на основе
их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям (Хомяков
и др.).
синтетичность мысли. Установка на преодоление спора в позициях; синтез научного, художест-венного, религиоз-ного подходов;
Слайд 7заинтересованность в читателе, слушателе, открытость философского знания. Малые жанры, рецензии,
статьи, открытые письма, философская публицистика. Использование периодических изданий. Отсюда –
простота изложения.
Слайд 8
религиозное миросозерцание.
«Философия сердца». Высокий эмоциональный накал. Мировоззренческий поступок. Исповедальность.
Слайд 9X-XII вв.
Философия Древней Руси
Иларион
«Слово
о законе и благодати».
Автор - первый русской митрополит Иларион. Обосновывал универсальное, вселенское значение благодати как духовного дара, обретение которого возможно для человека независимо от его национальной принадлежности. Выразил идеал Святой Руси, имевший огромное значение для русского религиозного сознания.
Слайд 11Владимир Мономах
Центральную роль в знаменитом «Поучении…» киевского князя играет
идея правды. Правда – это то, что составляет основу законности
власти и в этом смысле есть закон, правосудие.
Слайд 12Климент Смолятич
-русский митрополит Киева. Климент был знатоком сочинений не только
византийских, но и античных авторов. Ссылаясь на авторитет Святых Отцов,
обосновывал в своих сочинениях «полезность» философии для понимания смысла Священного Писания.
Слайд 13Кирилл Туровский
допускал аллегорическое истолкование Священного Писания и пользовался этим приемом
достаточно широко. Человек – центральная фигура мироздания, «венец творения». Он
наделен свободой воли и сам должен прийти к «правде», возвещенной Христом. Развивал учение о «стройном разуме» как возможном для человека духовно-нравственном состоянии, когда достигается гармония между верой и разумом.
Слайд 14НИКИФОР
Послание о посте и о воздержании чувств», «Послание от
Никифора, Митрополита Киевского, к Владимиру, князю всея Руси... о разделении
церквей на восточную и западную»
Слайд 15разум способен познать мир, а правильное использование разума ведет к
разумению Бога.
Пост служит поводом для отвлеченных философско-богословских размышлений о
проблемах онтологии, гносеологии, психологии, этики и политики.
Слайд 16философско-богословские размышления о проблемах онтологии, гносеологии, психологии, этики и политики.
В канву догматических рассуждений искусно вплетены экскурсы в античную мудрость
Слайд 17Средневековая русская философия XIV-XVI вв.
Слайд 18Исихазм (греч. «исихия» - покой, безмолвие, тишина) – учение и
аскетическая практика, направленная на достижение спасения через соединение человека с
Богом по энергии.
Слайд 19Как название возникло в Византии в XIV в.
основные представители:
Григорий Паламы
(1296-1359)
Григорий Синаит (ок. 1268-1346)
Слайд 20Основные идеи:
- стяжание благодати через «очищение сердца»;
- особая напряженная молитвенная
практика;
- борьба с греховными помыслами;
- созерцание нетварного «Фаворского света» (божественной
энергии)
Слайд 21Крупнейшие представители исихазма на Руси:
Сергий Радонежский (1321-1391)
Андрей Рублев (ок.
1370-1428)
Нил Сорский (ок. 1433-1508)
Слайд 23Андрей Рублев икона «Преображение»
Слайд 24Андрей Рублев икона «Воскрешение Лазаря»
Слайд 25«НЕСТЯЖАТЕЛИ»
«нестяжатели» - аскетическое движение внутри Русской Церкви
возглавлял движение Нил Сорский
(ок. 1433-1508)
Основные произведения: «Устав скитский», «Завещание»
Слайд 26Основные идеи «нестяжателей»:
- главная цель монашеской жизни – духовный подвиг;
-
выступали против стяжания богатства монастырями;
- выступали против того, чтобы социальное
служение Церкви было главным ее делом;
- выступали против участия Церкви в делах государства
Слайд 27Иосиф Волоцкий (1439-1515)
Основное произведение «Просветитель»
«Иосифляне» («стяжатели») – выступали за активную
позицию Церкви в государстве
Слайд 28- выступали за активное социальное служение Церкви;
- монастыри и Церковь
в целом должна иметь богатства и собственность, чтобы обеспечивать социальное
служение;
- выступали за активное участия Церкви в делах государства
Основные идеи:
Слайд 29Максим Грек (Михаил Триволис) ок. 1470-1555
Слайд 30Историософская концепция «Москва – Третий Рим»
Автор Старец Филофей (ок. 1465-1542)
Слайд 31Основная идея:
Рим (Первый) – до 1054 г.
Второй Рим (Константинополь) (1439/1453)
Третий Рим (Москва)
Слайд 32Эсхатология – учение о конце истории, гибели этого мира и
о последующих его судьбе
Слайд 33Освоение философского просветительского наследия Европы начинается в XVI веке стараниями
просветителя книжника Франциска Скорины и князя Андрея Курбского
Слайд 341. Автором историософской концепции «Москва – Третий Рим» был:
а) Максим
Грек;
б) Иван Грозный;
в) Нил Сорский;
г) Филофей.
Слайд 352. Эсхатология – это учение
а) о создании идеального государственного
и общественного устройства в будущем
б) о воплощении Царства Божьего на
земле
в) о конце истории, гибели этого мира и о последующей его судьбе
г) о возникновении мира из ничего
Слайд 36Философия Просвещения в России (XVIII-первая четверть XIX в.
Слайд 37Русское Просвещение XVII века
Центры – Киево-Могилянская, а с 1687 г.
– Славяно-греко-латинская академия. Постепенное усиление критики церковной ортодоксии, укрепление прозападных
настроений и интереса к «латинской мудрости».
Формируется культура и философия нового типа, в которой начинают преобладать светская проблематика и прогрессизм.
Слайд 38Феофан Прокопович (1681-1736)
Профессор Киево-Могилянской
академии, основатель кружка
«Ученая дружина Петра-I».
Воспринял европейский деизм.
Бог
сотворил мир и установил
законы, ограничивающие его
действия. Чудес нет – все
доступно познанию. Науке
следует доверять больше, чем
Библии, которую нужно
понимать аллегорически.
Слайд 39Ученая дружина Петра-I
Объединила идеологов дворянства, горячих сторонников новой философии и
науки.
В их числе:
В.Н.Татищев А.Д. Кантемир А.М.Черкасский
(1686-1750)
(1708-1744) (1680-1742)
Слайд 40Василий Татищев
Философия – наука наук, в которой сосредоточено все истинное
знание;
Душа нераздельна и бессмертна, вся познавательная деятельность человека связана с
душой;
Сторонник теорий общественного договора и естественного права
Общественное развитие связано с действием экономических факторов, а также влиянием науки и просвещения.
Слайд 41Михаил Васильевич Ломоносов
Самая значимая фигура в философии русского Просвещения. Ученый-энциклопедист,
специально философией он не занимался, однако его размышления и выводы
нередко выходили в область чисто философских проблем, решать которые ему помогали трезвый научный разум и врожденная интуиция
Слайд 42Философские воззрения Ломоносова
Основоположник материалистической традиции;
Убежденный деист; Богу отводится
лишь роль Творца и Перводвигателя Вселенной;
Разделял теорию двух истин:
научной и религиозной, т.к. сферы науки и религии не совпадают. При этом резко критиковал духовенство за невежество, требовал, чтобы они «не смели ругать науки в проповедях»;
Верил в самобытность истории и культуры русского народа, выступал последовательным «антинорманистом».
Слайд 43Атомно-молекулярная гипотеза
Опираясь на нее, Ломоносов разрабатывает учение о материи и
движении.
Определения материи:
1.«То, из чего состоит тело
и от чего зависит его сущность»;
2.«Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части».
Метафизический материалист, он отождествляет материю с веществом, которое состоит из элементов и их группировок (корпускул)
Движение делится на внешнее (макротела) и внутреннее (элементы)
Слайд 44Закон сохранения материи и движения
Развитие идеи изменчивости природы, в частности,
применение принципа историзма к изучению планеты и ее недр
Гелиоцентрическая система
в астрономии
Ломоносов признавал существование в космосе множества обитаемых миров.
Слайд 45Гносеология Ломоносова
Большое значение придается опыту, который не противопоставляется теории;
Попытка преодолеть
крайности эмпиризма и рационализма;
Науки подразделяются по степени теоретического обобщения материала.
Слайд 46Онтология Ломоносова
Постижение природы, мира, материи, бытия осуществляется всеми возможными способами:
от опыта и эксперимента до метафизических рассуждений и поэтических личностно-космических
созерцаний;
Мыслитель стремился прочувствовать и совместить малое и большое, бесконечный простор и бесконечную глубину мироздания;
Мир детерминирован, субстанциален и космичен, при этом Творчество лежит не только у начала мира, но и в самой его сущности.
Слайд 47Просвещение II половины XVIII в.
Интересы российских просветителей смещаются в сторону
социально-политических и гносеологических проблем. Развиваются идеи критики крепостнического строя и
самодержавия.
Наиболее значительные фигуры:
Н.И.Новиков Д.Т.Фонвизин Я.П. Козельский
Слайд 48Александр Радищев (1749-1802)
Наиболее радикальный социальный мыслитель.
В философии Радищев противоречив: переплетение
материалистических и религиозных представлений. Онтология Радищева материалистична, антропология (учение о
душе) – неоднозначна.
Слайд 49Учение о душе А.Н. Радищева
С одной стороны, деятельность души связывается
с чисто телесными функциями;
С другой – указывается на обратное
влияние души на тело и признается духовное бессмертие.
Слайд 50Социальная философия Радищева
Бескомпромиссный и последовательный стиль философствования;
«Путешествие из Петербурга
в Москву» (1790) – основной антикрепостнический и антиабсолютистский труд;
Критика
монархии и крепостничества со всех - моральной, политической и экономической –
точек зрения и выдвижение идеи народной революции и республиканской власти;
Будущее общество – свободное, справедливое объединение людей, в котором отсутствует эксплуатация.
Слайд 51Три линии развития в философии русского Просвещения:
Религиозная философия
(Г.С. Сковорода);
Вольфианство (Г.Н. Теплов, М.М. Щербатов)
Русское масонство (И.П. Елагин, И.Г.
Шварц, И.В. Лопухин, С.В. Лабзин)
Слайд 52Теплов Григорий Николаевич
(1717-1779)
«Знания, касающиеся вообще до философии, для пользы тех,
которые о сей материи чужестранных книг читать не могут» (1751)
Слайд 53Детище М.В. Ломоносова – Московский государственный университет
Слайд 54Этот российский философ хронологически не относится к мыслителям эпохи русского
Просвещения:
А). М.В. Ломоносов
Б). А. Курбский
В). Н.И.Новиков
Г). Г.С. Сковорода
Слайд 55В основе религиозных взглядов М.В. Ломоносова лежит:
А). Атеизм
Б). Деизм
В). Пантеизм
Г).
Креационизм
Слайд 56Одним из важнейших элементов философской системы Бердяева, помимо свободы, является:
А).
Независимость
Б).Творчество
В). Любовь
Г). Разум.
Слайд 58«Мир ловил меня, но не поймал» - автоэпитафия
«Оставьте… В этом
фолианте
Мы все утонем без следа!
Не говорите мне о Канте!!
Что Кант?..
Вот…есть …Сковорода»
(А. Белый)
Слайд 59Выпускник Киево-Могилянской академии малороссийский философ, просветитель, поэт, педагог; космополит, «гражданин
мира», мудрец, странствующий проповедник-философ.
Слайд 60ТРУДЫ:
«Алфавит» (1774);
«Асхань» (1790),
«Потоп змиин» (1791);
«Наркисс» (1798),
«Сочинения»
т.
1-2 (1973).
Слайд 61УЧЕНИЕ
- в целом строится герменевтически – методом интерпретации Священного текста
-
отличается синкретическим характером диалогов
- о трех мирах и двух натурах
-
о «сродности», «сродном труде»
- о смысле и цели бытия человеческого
Слайд 62Высказывания, цитаты и афоризмы Григория СаввичаСковороды
• Голод, холод, ненависть, гонения,
клевета, ругань и любой труд не только сносен, но и
радостен, если ты к нему рожден.
• Не тот глуп, кто не знает, но тот, кто знать не хочет.
• От излишества рождается пресыщение, от пресыщения — скука, от скуки — душевное огорчение, а кто этим страдает, того нельзя назвать здоровым.
Слайд 63Избегай людей, которые, видя твои пороки и недостатки, оправдывают их
или даже одобряют. Такие люди или льстецы, или трусы, или
просто дураки. От них не жди помощи, ни в какой беде или несчастье.
Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое есть наибольший порок.
Лучше у одного разумного и добродушного быть в любви и почтении, нежели у тысячи дураков.
Любовь вызывается любовью, которую производят благосклонность и благоволение в соединении с добродетелью.
Слайд 64О каких трех мирах идет речь в учении Г. Сковороды:
1-)
Мире идей и мире вещей?
2-) Макрокосме, микрокосме, мире символов?
3-)
Мире посюстороннем и мире потустороннем?
Слайд 65О каких двух натурах говорит Г. Сковорода:
1-) О материи и
форме?
2-) О естественной и противоестественной?
3-) О хорошей и вредной?
Слайд 66Что такое «сродный» труд, согласно Г. Сковороде:
1-)Труд с родственниками в
одной фирме?
2-)Труда на благо родственников?
3-) Труд в соответствии со способностями,
труд по призванию?
Слайд 68Основные произведения:
«Философические письма», (1829-1831), «Апология сумасшедшего» (1837)
Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856)
Слайд 69Николай Иванович Надеждин (1804-1856)
Журнал «Телескоп» 1831-1836
Слайд 70- история развивается прогрессивно и имеет своей целью достижение Царства
Божьего;
- европоцентризм: центром мировой истории является католическая Европа (Запад);
- Россия
находится на периферии исторического процесса.
Основные историософские идеи П.Я. Чаадаева:
Слайд 71Славянофилы – это направление в русской мысли, которое выступало за
самобытный путь развития России на основе традиционных ценностей (православной веры,
общинности, солидарности и др.).
Слайд 72Основные представители «классических славянофилов» и их труды:
Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860):
«Об основных началах русской истории»
Иван Васильевич Киреевский (1806-1856): «О характере
просвещения Европы и его отношения к просвещению России», «О необходимости и возможности новых начал для философии»;
Алексей Степанович Хомяков (1804-1860): «О старом и новом», «Записки о всемирной истории» («Семирамида»);
Слайд 73- центром мировой истории является Россия, так как она в
отличие от Запада сохранила православную христианскую веру;
- отрицательное отношение к
реформам Петра I;
- России необходимо вернуться к традиционным духовным ценностям;
- соборность - духовное единство на основе принципов любви, свободы и солидарности
Основные идеи славянофилов
Слайд 74Западники – это направление русской мысли, которое выступало за развитие
России на основе западных идеалов, за приобщение России западной цивилизации,
и ее духовным ценностям (индивидуализм, демократические свободы и др.).
Слайд 75Основные представители «западников» и их труды:
Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855): «О
современном состоянии и значении всеобщей истории»;
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848): «Россия
до Петра Великого», «Письмо Гоголю 1847 г.»;
Александр Иванович Герцен (1812-1870): «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы»
Слайд 76- история развивается прогрессивно как единый процесс;
- общность истории у
России и Европы;
- считали, то Россия отстает в своем развитии
от Европы (Запада);
- Россия должна воспринять западные ценности и идеалы: личной свободы, индивидуализма, демократии
Основные идеи «западников»:
Слайд 771. Кто из философов является представителем славянофилов:
а) Чаадаев;
б) Герцен;
в) Грановский;
г) Киреевский.
Слайд 782. Кто является автором «Философического письма» опубликованном в журнале «Телескоп»,
которое дало толчок полемике между славянофилами и западниками?
а) Белинский;
б)
Чаадаев;
в) Хомяков;
г) Герцен.