Слайд 2Прочитайте текст изложения
К какому типу относится прочитанный вами текст?
С.
10, упр. 8 (уч)
Слайд 3Первая вахта
Каникулы Саша проводил на большом
корабле. Командовал крейсером Василий Васильевич. Он усыновил сироту Сашу и
определил его в нахимовское училище.
Любили матросы маленького моряка. Души в нём не чаяли. Саша не бездельничал на корабле. Он подавал сигнальщикам флаги, помогал палубу мыть, картошку чистить.
Стали матросы думать, как лучше наградить Сашу за усердную службу. Ему разрешили отстоять на корабле первую в его жизни вахту.
Замер нахимовец на вахте. Хочется ему строгим быть, а не получается. Глаза выдают - так и сияют от радости.
Да и как не радоваться, когда Саше доверено важное дело - охрана флага корабля. Такое счастье не каждому выпадает!
Е. Пермяк
Слайд 4К какому типу относится прочитанный вами текст?
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Изложение
Первая вахта
Слайд 5Кто главный герой рассказа?
Саша
Слайд 6Где проводил каникулы Саша?
КРЕЙСЕР
Слайд 8Крейсер – крупный быстроходный военный корабль.
Что такое крейсер?
Слайд 9Кто такой Василий Васильевич?
Командир корабля
Слайд 10 Что значит определил в Нахимовское училище?
Санкт-Петербург
Севастополь
Слайд 11Нахимовское военно-морское училище находится в Санкт-Петербурге.
Оно создано для
воспитания и обучения сыновей воинов, погибших на Великой Отечественной войне.
Там мальчиков готовят к учёбе в военных вузах.
Слайд 12Па́вел Степа́нович Нахи́мов – российский флотоводец, адмирал, герой Севастопольской обороны.
Офицеры и особенно матросы любили П.С. Нахимова за героизм,
за глубокую привязанность к морякам, с которыми делил он труды и опасности, радости и горе.
Слайд 13 За что матросы любили мальчика?
Слайд 14Какую награду придумали матросы Саше?
Слайд 15- Как вы понимаете значение слова вахта?
Вахта – основной вид
дежурства на судах, обеспечивающий безопасность плавания и поддержание боеготовности.
Стоящий
на вахте офицер назывался вахтенным начальником, он отвечал за порядок и безопасность на корабле и не имел права сходить с верхней палубы, а во время движения корабля – с мостика.
Слайд 16 Как вы думаете, что чувствовал мальчик, когда стоял
на первой вахте?
РАДОСТЬ
ГОРДОСТЬ
ВОЛНЕНИЕ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Слайд 17Составление плана текста
На сколько частей разделили текст?
О чём говорится в
каждой части?
Определите главную мысль каждой части.
Слайд 18План
1. Сашины каникулы.
2. Любили матросы маленького моряка.
3. Награда за службу.
4.
Первая вахта.
5. Такое счастье не каждому выпадает.
Слайд 19 Что значит «усыновил сироту»?
Взял на воспитание
мальчика, оставшегося без родителей.
Слайд 20 Объясните значение фразеологического оборота
души не чаять.
Очень сильно, безгранично любить кого-то.
Слайд 21Что такое палуба?
Архитектурный элемент судна, горизонтальное перекрытие
в корпусе.
Слайд 22Кто такие сигнальщики?
Матросы или старшины на корабле или береговом посту, выполняющие
обязанности по ведению наблюдения и передаче сигналов.
Слайд 23Как вы понимаете выражение «усердная служба»?
верная
неукоснительная
настоящая
безукоризненная
безупречная
Слайд 24 Найдите слова, которыми автор называет Сашу.
мальчик
сирота
нахимовец
маленький моряк
Слайд 25Орфографическая подготовка
пров . дил
б . льшой
нагр . дить
с . р
. та
вып . дает
пом . гал
к . никулы
к .
мандовал
м . тросы
с . гнальщики
н . химовское
к . рабль
крейс . р
Слайд 26Буква безударного гласного в корне слова, проверяемая ударением
Буква безударного гласного
в корне слова, непроверяемая ударением
Слайд 27Буква безударного гласного в корне слова, проверяемая ударением
пров . дил
–
б . льшой –
нагр . дить –
с
. р . та –
вып . дает –
пом . гал –
проводит
больше
награда
сироты, сиротка
падать
поможет
Слайд 28Буква безударного гласного в корне слова, непроверяемая ударением
к . никулы
к
. мандовал
м . тросы
с . гнальщики
н . химовское
к . рабль
крейс
. р
а
о
а
а
е
о
и
Слайд 29План
1.Сашины каникулы.
Каникулы, проводил, командовал крейсером, усыновил, определил, нахимовское.
2. Любили
матросы маленького моряка.
Любили, души в нём не чаяли, не бездельничал,
подавал сигнальщикам, мыть, чистить.
3. Награда за службу.
Стали думать, наградить, за усердную, разрешили отстоять.
4. Первая вахта.
Замер, быть строгим, глаза выдают, сияют.
5. Такое счастье не каждому выпадает.
Как не радоваться, доверено, охрана флага, не каждому выпадает!
Слайд 31Ничего не понял,
было трудно
Всё понял,
с заданием справился
Не всё
понял,
были трудности