Слайд 1ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
1
день
Слайд 2Д.Б. Эльконин
«Переход на следующий, более высокий этап развития, подготавливается и
определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период, насколько созрели те
внутренние противоречия, которые могут разрешиться путем такого перехода. Если же он будет совершен до того, как эти противоречия созрели, – искусственно форсирован, не принимая во внимание объективных факторов, то существенно пострадает формирование личности ребенка, причем ущерб может быть невосполнимым»
Слайд 3Игра - это форма жизни дошкольника, главное средство его развития
и формирования специфически человеческих способностей.
Слайд 4ПРАВО НА ИГРУ
Международная ассоциация игры (IPA –International Play Assotiation) ставит
своей задачей консолидировать усилия специалистов разных стран для исследования состояния
игры в разных странах, для поддержания ценности детской игры и создания благоприятных условий, обеспечивающих право ребёнка на игру
Слайд 5КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Статья 31.
«Каждый ребёнок имеет право на
игру, отдых , на участие в культурной и творческой жизни.
Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают».
Слайд 6ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПРАВА РЕБЕНКА НА ИГРУ
Взрослые (родители, политики, специалисты) не
понимают важность игры для ребёнка. Игра противопоставляется полезной работе как
что-то необязательное, а потому не нужное.
Отсутствие безопасного пространства для игры. Детей опасно выпустить на улицу без присмотра взрослых, невозможно предоставить им свободу за стенами дома. Родительские страхи ограничивают пространство жизни детей.
Государственные и муниципальные чиновники проводят неадекватную политику по отношению к детской игре или не проводят её вовсе. Они не понимают, что такое игра и не обращают внимания на эту детскую активность.
Слайд 7ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПРАВА РЕБЕНКА НА ИГРУ
4. Отсутствие игрового пространства и
адекватной предметной среды, поддерживающей игру. В ряде стран отсутствуют хорошо
обустроенные игровые площадки, наблюдается дефицит хороших игрушек и пр .
5. Давление образовательных достижений и приоритет обучающих занятий. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра.
6. Полное отсутствие игры в школах. В школах большинства стран наблюдается отсутствие времени, пространства, материалов и каких-либо условий для игр.
7. Жёсткое программирование свободного времени детей в некоторых странах. Постоянный контроль и запрограммированные формы деятельности детей не оставляют возможностей для свободной игры.
Слайд 8ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПРАВА РЕБЕНКА НА ИГРУ
8. Технологизация и коммерциализация детской
игры. Компьютерные игры всё более вытесняют традиционную игру. Телевидение, видео
и компьютер всё больше заменяют детскую творческую деятельность и прежде всего игру. Массовая культура и маркетинг в отсутствии контроля со стороны государства распространяют вредные для детского развития занятия и вырабатывают зависимость от компьютера, телевидения и пр.
9. В слаборазвитых странах главными причинами отсутствия детской игры является бедность, борьба за выживание, эксплуатация детей и их раннее включение в труд взрослых.
Слайд 9ПРИЗНАКИ ИГРЫ
Это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны
взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или
прерывать её. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей.
Игра должна приносить эмоциональный подъем, причём источником удовольствия является процесс деятельности, а не ее результат.
Игра – это всегда спонтанность, непредсказуемость, активное опробование себя и предмета игры. Она не должна подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Даже если это игра по правилам, выигрыш заранее не определён и элемент случайности неизбежен.
Слайд 10Рекомендаций для реализации права ребёнка на игру
Формирование и развитие национальной
политики в области игры
Обеспечение тренингов для родителей и специалистов, направленных
на повышение игровой компетентности
Введение и поддержка игры в школах
Увеличение инвестиций в создании игрового пространства для детей
Обеспечение права на игру для детей с ограниченными возможностями
Способствование увеличению свободной детской активности и защита права детей на самостоятельную игру
Установление и поддержка стандартов для игрушек и игрового оборудования
Слайд 12ИГРА КАК ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО