Слайд 1
Тема:
«Самообразование как условие профессионального роста педагога»
Подготовила воспитатель
Мдоу № 45 «Росинка»
г. Салават
Рагимова И..В.
«Образованный человек тем и
отличается от необразованного,
что продолжает считать свое
образование не законченным»
(К. Симонов)
Слайд 3
Актуальность данной темы обусловлена спецификой профессиональной педагогической деятельности, которая
проявляется в постоянном рефлексировании педагога относительно усвоенных образцов деятельности, ценностных
эталонов, профессиональных норм поведения.
Целью данной работы является определение роли самовоспитания и самообразования в профессиональном становлении педагога.
Объект исследования – современный педагог.
Предмет исследования –самообразование в профессиональном становлении педагога.
Слайд 4
Понятие и сущность самовоспитания и саморазвитя личности
Самовоспитание- это систематическая деятельность
человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств,
привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.
Саморазвитие педагогов -это целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности, педагогической техники и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и собственной программой
Слайд 5Самообразование характеризуется:
особая форма самостоятельной познавательной деятельности
путь самосовершенствования личности
компонент системы
непрерывного профессионального образования
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности,
растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования
Слайд 6САМООБРАЗОВАНИЕ
Изучение литературы
Посещений конференций, семинаров
Интернет-сайты
Посещений занятий коллег
Курсы повышения квалификации
Дистанционное обучение
Слайд 7
Повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий
Дистанционные
курсы для педагогов
Дистанционные эвристические олимпиады
Разновидность дистанционных конференций - дистанционные семинары
Дистанционные конференции
Дистанционные конкурсы
Педагогические форумы
Слайд 8Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих
этапов
1 этап – установочный (выбор цели работы, исходя из научно-методической
темы школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий)
2 этап – обучающий (знакомится с психолого-педагогической и методической литературой)
3 этап – практический (накопление фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов)
4 этап – теоретический (осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов)
5 этап – итогово-контрольный (подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты)
Слайд 9
Формы самообразования
Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов
Индивидуальные беседы руководителей ДОУ
с воспитателями
Обсуждение руководителями ДОУ и воспитателями методов изучения трудных вопросов
Оказание
помощи воспитателям в обобщении своего опыта, стимулирование подготовленных воспитателей к научно-исследовательской работе
Пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования
Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров
Систематическое подведение итогов самообразовательной работы педагога
Слайд 10Мотивы
Ежедневная работа с информацией
Желание творчества
Рост современной науки
Конкуренция
Общественное мнение
Материальное стимулирование
Слайд 11РЕЗУЛЬТАТЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
качество преподавания
взаимодействие с дошкольниками
написание пособий, статей, программ
проведение исследований
разработка
и внедрение новых форм, методов и приёмов обучения
подготовка докладов, выступлений
Слайд 12
Основные принципы самообразования
непрерывность
целенаправленность
интегративность
единство общей и профессиональной культуры
взаимосвязь
и преемственность
доступность
опережающий характер
перманентность перехода от низкой ступени к
высшей
вариативность и
др.
Слайд 13
Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием
профессиональное
психолого-педагогическое (ориентированное на
дошкольников и родителей)
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и
др.)
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения)
правовое
эстетическое (гуманитарное)
историческое
политическое
информационно-компьютерные технологии
охрана здоровья
интересы и хобби
Слайд 14Самообразование педагога будет продуктивным, если:
процесс самообразования реализуется потребностью педагога к
собственному развитию
педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта
педагог обладает
развитой способностью к рефлексии
программа профессионального развития воспитателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности
педагог обладает готовностью к педагогическому
творчеству
осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития
Слайд 15Выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения
Личный план
включает в себя:
Ф.И.О. педагога
Образование
Тема самообразования
Сроки работы
над темой самообразования
Цель
Задачи
Основные вопросы
Предполагаемый результат
Форма самообразования
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
Практический выход
Форма отчета по проделанной работе
Слайд 16Алгоритм работы педагога над индивидуальной научно-методической темой (проблемой)
1. Выбор темы
(проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
ознакомление с литературой, ознакомление
с нормативно-правовыми документами, изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
составление картотеки литературных источников, выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
обоснование выбора темы, актуальность и новизна, выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности, формулирование цели и задач работы, разработка календарного плана индивидуальной работы.
4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.
Слайд 17Примерные темы самообразования
Экологическое воспитание в семье
Интеллектуальное развитие дошкольника
Основные формы
и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей
Нравственное воспитание
Формирование творческой личности
Воспитание
культуры межнационального общения
Научно-методические подходы к организации полового воспитания
Организация работы с одаренными детьми
Активные формы работы с воспитанниками
Воспитание дошкольников на основе традиций
Патриотическое воспитание дошкольников
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников и семьи
Игра как важное средство воспитания дошкольника
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами фольклора