Слайд 1СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА
Слайд 2Для чего нужна компетенция?
Для успешной работы с детьми сегодня необходим
педагог с уже сложившимся профессиональным опытом, умением творчески мыслить, анализировать
и планировать деятельность, нести ответственность за результат. В этих условиях возникает необходимость формирования у воспитателя специальных профессиональных компетенций.
Слайд 3Понятие «компетенция»
Образовательный результат, выражающийся в реальном владении методами, средствами деятельности,
в возможности справиться с поставленными задачами как в традиционных, так
и в нестандартных ситуациях;
Заранее заданное социальное требование к образовательному результату, необходимому для эффективной деятельности в определенной сфере (А. В. Хуторской);
Образовательный результат, представленный интеграцией навыковой и интеллектуальной его составляющих и применение его в деятельности (Э. Ф. Зеер);
Интегрированное качество, характеризующее способность человека реализовывать свой потенциал для решения профессиональных задач (Ю. Г. Татур);
«Содержание» компетентности: знания, умения, опыт, благодаря которым личность проявляет компетентность в деятельности. (Д. Г. Арсентьев).
Слайд 4Ж. Делор
Французский политический деятель сформировал следующие компетенции личности:
научиться познавать
делать
жить вместе
жить
Слайд 5На симпозиуме в Берне (1996) эти компетенции были конкретизированы как
5 ключевых, которые должны приобрести молодые европейцы для успешного взаимодействия
с социумом:
политические и социальные компетенции;
компетенции, связанные с жизнью многокультурном обществе;
относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией;
связанные с ростом информатизации общества;
способность учиться на протяжении всей жизни в контексте как профессиональной, так и социальной жизнедеятельности.
Слайд 6Согласно Европейской системе квалификаций, необходимых для полноценной жизнедеятельности личности, выделяют:
когнитивную компетенцию, предполагающую использование теории и понятий, а также скрытые
знания;
функциональную компетенцию (умения), а именно то, что индивид должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или в социальной деятельности;
личностную компетенцию, предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;
этническую компетенцию, предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.
Слайд 7Классификация компетенций, представленная И. А. Зимней, обобщает разные направления деятельности
человека и состоит из нескольких блоков:
Компетенции, относящиеся к самому
человеку как личности, субъекту деятельности, общения (здоровьесбережение, гражданственность, ценностные ориентации и др.);
Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (все виды общения и социального взаимодействия);
Компетенции относящиеся к деятельности человека (разные виды деятельности – игра, учение, труд, познавательная деятельность, компетенции информационных технологий и др.).
Слайд 8В. И. Байденко предполагает классифицировать компетенции в связи с ориентацией
личности на готовность и способность к эффективной жизнедеятельности:
Общие компетенции
(социальное взаимодействие, системно-деятельностные, самоорганизация и самоуправление, ценностно-смысловые и политико-правовые, самостоятельная познавательная деятельность);
Профессиональные компетенции (экономические, включающие способность к предпринимательскому поведению; общенаучные, выражающие готовность к конструктивному использованию знаний, методов и технологий; общепрофессиональные, составляющие круг способностей индивида к использования теоретических основ профессиональной деятельности; специальные, выражающие профессиональный профиль индивида);
Академические компетенции (владения терминологией и методологией в определённой сфере знаний).
Слайд 9А. В. Хуторской предполагает следующую классификацию образовательных компетенций, сформированность которых
гарантирует саморазвития личности на протяжении всей жизни:
ценностно-смысловые компетенции в
сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами;
общекультурные;
учебно-познавательные;
информационные, обеспечивающие навыки деятельности ученика по отношению к информации;
коммуникативные, которые включают знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе;
социально-трудовые, обозначающие владение знаниями и опытом в сфере гражданской общественной деятельности;
импетенция личностного самосовершенствования, направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.
Слайд 10Классификация компетенций воспитателя соответствующая видам его деятельности как личности и
профессионала:
личностный блок – компетенции, направленные на самосовершенствование, здоровьесбережение как
в физическом так и духовном смысле, ценностно-смысловые компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами, общекультурные компетенции;
когнитивный блок - учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, обеспечивающие навыки деятельности индивида по отношению к информации, готовность к обучению в течение всей жизни;
социально-коммуникативный блок – компетенции, связанные со знанием способов взаимодействия с окружающими, владение письменной и устной речью, навыки работы в команде, умение руководить и подчиняться, находить решения в нестандартных ситуациях, социальная адаптация в обществе;
профессиональный блок – компетенции, позволяющие достичь успеха в профессиональной сфере, обеспечивающие адекватность выполнение профессиональной деятельности (делится на общепрофессиональные компетенции, специальные и организационные).
Слайд 11Классификация компетенций воспитателя соответствующая видам его деятельности как личности и
профессионала:
личностный блок – компетенции, направленные на самосовершенствование, здоровьесбережение как
в физическом так и духовном смысле, ценностно-смысловые компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами, общекультурные компетенции;
когнитивный блок - учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, обеспечивающие навыки деятельности индивида по отношению к информации, готовность к обучению в течение всей жизни;
социально-коммуникативный блок – компетенции, связанные со знанием способов взаимодействия с окружающими, владение письменной и устной речью, навыки работы в команде, умение руководить и подчиняться, находить решения в нестандартных ситуациях, социальная адаптация в обществе;
профессиональный блок – компетенции, позволяющие достичь успеха в профессиональной сфере, обеспечивающие адекватность выполнение профессиональной деятельности (делится на общепрофессиональные компетенции, специальные и организационные).
Слайд 12Отличительные особенности деятельности воспитателя:
Основная задача педагогической работы с детьми
раннего и дошкольного возраста - развития (не обучение) ребенка;
Образовательный
процесс и взаимодействие педагога с ребенком происходит в течение всего дня, поэтому результаты в значительной мере зависит от уровня профессиональной подготовки и целостности личности педагога;
Одно из основных направлений в работе педагога в дошкольном образовании это организация и руководство различными видами детской деятельности : игровой, трудовой, двигательной - что требует особых умений.
Слайд 13Л. Г. Семушина, разработавшая профессиональную программу воспитателя детского сада, на
основе анализа содержания педагогической деятельности выделила его основные функции:
охрана жизни
и здоровья детей;
планирование воспитательно-образовательной работы;
осуществление воспитательно-образовательного процесса;
организационно - хозяйственная функция;
педагогическое просвещение родителей;
самообразование.
Очень важно самостоятельно спонтанная деятельность общения организация предметно-пространственной среды необходимы для развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей это сможет организовать педагог у которого сформированы особый специальной компетенции.
Слайд 14Т. А. Сваталова выделяет следующие профессиональные компетенции:
коммуникативная компетенция -
навыки педагогического общения, а также общие умение понимать других детей,
педагогов и родителей;
информативная компетенция - умения и навыки работы с различными источниками информации, умения адаптировать их к задачам обучения;
методическая компетенция - отбор наиболее эффективных способов профессиональной деятельности, владение аналитическими, прогностическим и проектировочными способами деятельности;
развивающая компетенция - теоретические и практические представления о способах развития субъективной позиции ребенка, способах поддержания внимания, контроля и коррекции хода деятельности детей;
ориентационные компетенции - направленные на формирование морально-ценностных установок воспитанников;
мобилизационная компетенция - теоретические и практические представления о способов активизации деятельности детей.
Слайд 15Компетенции можно разделить на несколько групп:
компетенции, связанные со способностями
в общении и коммуникации;
компетенции саморазвития, готовности к использованию адекватных
методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
компетенции готовности к деятельности в неожиданных ситуациях, использование опыта в новых условиях;
компетенции готовности к планированию и прогнозированию результатов работы с детьми дошкольного возраста;
компетенции, связанные с готовностью педагога к диагностике и анализу результатов деятельности;
компетенции готовности к использованию информационных технологий для саморазвития, работы с детьми и общение с родителями и коллегами.
Слайд 16Содержание профессиональных компетенций, необходимых воспитателю дошкольного образования