Слайд 1Взаимосвязь пения с другими видами музыкальной деятельности
Слайд 2Н. Г. Чернышевский относил пение к
«высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал:
«Пение первоначально и существенно подобно разговору».
Исполнение песни, воздействуя на
слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми.
Виды детской
музыкальной деятельности
Восприятие
музыки
Пение
Музыкально-ритмические движения
Музыкально – дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
Слайд 4Взаимосвязь пения с
восприятием музыки
Начиная с 20-х годов, выдающиеся музыканты-
педагоги, подчеркивая культурно-просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали развитию
восприятия музыки детьми. Уже в первых программах достаточно гармонично решался вопрос о единстве исполнения (хорового пения), слушания музыки и музыкального творчества детей, ставилась задача «дать учащимся умение сознательно слушать, понимать и творить музыку и умение самим участвовать в совместном хоровом исполнении музыки». В программе говорилось о том, что слушание музыки применялось в школе лишь по личному почину отдельных преподавателей, а чтобы дети сблизились с музыкой, полюбили ее и ознакомились с ее языком, они должны прежде всего ее услышать.
По сути, речь шла о развитии восприятия музыки детьми в единстве исполнения, слушания и творчества.
Слайд 5У детей происходит подсознательное, интуитивное связывание музыки с речью. Это,
с одной стороны, облегчает восприятие инструментальной музыки, с другой стороны,
помогает осознать единство слова и мелодии в музыке вокальной. С позиций интонационного подхода возможно разучивание вокального произведения без предварительного показа. Детям предлагается в опоре на поэтический текст как бы сочинить песню, романс, приближая мелодию речи к музыкальной мелодии. Например, после прослушивания вокального произведения, не зная его названия, слов, сразу начать петь мелодию как вокализ, стремясь передать своим голосом ее эмоциональный характер. В этом случае детям предлагается подумать, о чем могла быть такая мелодия, подобрать слова, которыми можно обозначить ее эмоционально-образное содержание, попытаться интонационно выразить его в стихотворной форме.
Музыкальный руководитель играет на инструменте один куплет и предлагает определить жанр, характер музыки, русская или зарубежная, в наше время или давно сочиненная, кто и в какой момент может ее исполнять. Чтобы точнее ответить на эти вопросы, несомненно, не один раз надо услышать и пропеть мелодию, выучить ее.
Дети сами, исходя из характера музыки, предлагают петь на слоги, напоминающие фанфарный зов трубы, дробь барабанного боя, например: «та», «да», «там-па-па-па-па» и др. Тем самым в образной форме осуществляется работа над дыханием, активной подачей звука, четкой артикуляцией и др.
Многократное исполнение мелодии позволяет учащимся самостоятельно прийти к выводу, что это — торжественная песня, старинный марш, шествие, который возможно исполнялся при встрече русских воинов после их победы над врагом или самими воинами. После этого детям предлагается «сочинить слова» к этой мелодии. Основная идея, даже отдельные слова подсказываются самой музыкой и обретают законченный вид, благодаря совместному коллективному творчеству в диалоге с учителем и музыкой.
Слайд 7Взаимосвязь пения с музыкально-ритмическими движениями и музыкально-дидактическими играми
Сопровождение пения движением
способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового
звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.
Слайд 9Широкое использование разнообразных музыкально-дидактических игр позволяет сделать обучение пению, игре
на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическим движениям более интересным для детей, доступным,
увлекательным.
Игры помогают достичь того, что обучение пению становится более ярким, эмоционально окрашенным. Дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и понимать музыку, ценить и любить ее.
Если музыка начинается с пения, то пение берёт своё начало в развивающих играх с голосом.
Игры с голосом (2 – 7 лет) – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать и рычать и т.д.), голосам неживой природы (тикать, капать и т.д.) Звукоподражания очень выразительны. Они помогают детям представить звучание окружающей жизни. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты, звуковысотной направленности, тембровой окраски, развивают умение различать регистры.
У детей формируется непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса. Систематическое использование развивающих игр с голосом даёт возможность: почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним; выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость, расширить диапазоны речевого и певческого голоса; успешно развивать интонационный и фонематический слух; готовить ребёнка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.
Слайд 10Основными видами деятельности на речевом этапе являются:
- артикуляционная гимнастика
- игры
и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание
- развивающие игры с
голосом
- речевые игры и упражнения
- ритмодекламация
Общая цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:
- «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата
- обострить интонационный слух
- подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков
Слайд 12Взаимосвязь пения с игрой на детских музыкальных инструментах
Обучаясь игре на
музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и
их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально – ритмических движений (четче воспроизводят ритм.)
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.
Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую мускулатуру, моторику пальцев рук.
Кроме того, дети начинают чище и выразительнее петь, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность.