Слайд 1Танцевальные жанры
ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ В МУЗЫКЕ
Слайд 3Цели и задачи
Знакомство с танцевальным фольклором
Умение слышать танцевальность в музыке
Усвоение
элементов «танцевальности» как качества музыки:
Лёгкость
Подвижность
Акцентированность мелодии
Слайд 4Интонационный диапазон танцевальных жанров русского фольклора
от задушевных лирических девичьих хороводов
–
до мужских переплясов (главное — молодецкая удаль и «себя
показать»)
и до малых танцевально-песенных форм.
Танцевальные жанры, в отличие от народной песни, сохранились благодаря профессиональному мастерству артистов, сумевших раскрыть и проявить наиболее яркие особенности народной манеры исполнения.
Слайд 5Подражание
Большинство народных движений почти у всех народов мира - подражание
движениям, выполняемым в жизни (трудовым, «охотничьим»).
Пример - африканские народы.
Некоторые индийские обрядовые танцы «читаются», как текст: жесты, позиция пальцев имеют точно определённое значение.
Слайд 6Русский танцевальный язык
Основные черты:
приплясывание;
притоптывание.
Движения выражают внутреннее ощущение силы.
В них:
приземлённость
(крепко стоим на ногах!);
основательность русского человека (накрепко привязанного к земле-матушке);
воспевание богатырской силы и подвигов («косая сажень в плечах!»).
Слайд 7Русский перепляс
Русская мужская пляска - соревнование в силе, размашистости и
удали движений.
Притоптывание - русская чечётка («Дроби, дроби, дроби бей, танцуй
— ноги не жалей!») - присуще танцам многих народов мира (пример - степ).
Слайд 8Русский хоровод
Особенности: пластичность, неторопливость, неспешность, «неподвижность» женской фигуры, благородство поступи
(«русский шаг») –
как отражение представлений народа о женской красоте:
внешней
(осанка, грация) и внутренней - человеческой, душевной.
Слайд 9Символ радушия и миролюбия
Для русского народного танца характерно движение рук
вверх с раскрытыми ладонями.
Слайд 10«Стихия» русского танца
Качество русской танцевальности («стихия») - безоглядная, самозабвенная отдача
танцу, когда всё остальное вокруг на данный момент уже не
имеет значения!
Слайд 11Мы - слушатели
Назови характерные особенности музыкальных фрагментов:
Проверь себя:
Танцевальный характер
музыки;
Хороводные и плясовые жанры;
Со словами, с пением.
Слайд 12Синкретизм в искусстве
На заре своего зарождения искусство было синкретичным: слово,
жесты, движение, пение, аккомпанемент на первом музыкальном инструменте — барабане
— существовали нераздельно.
Пример - африканские племена, шаманы северных народностей.
Слайд 13Жанровое разнообразие музыкального фольклора: Частушка
Частушка (от слова «частить») - жанр
русского фольклора.
Истоки — игровые и плясовые припевки, скоморошьи прибаутки, городские
песни.
В частушке проявляются жизнелюбие, юмор, народная мудрость, импровизация.
Характер исполнения - напевно-речитативный.
Поются под аккомпанемент гармошки, балалайки или «под язык».
Существовали припевки, в которых слова не связаны между собой по смыслу.
Их текст напоминает «нескладухи».
Слайд 14Мы - исполнители
1)
Ножик, вилка, два подпилка,
Рукава, карман, корзинка.
Рукава, карман,
корзинка,
Чулок, варежки, резинка.
2)
Веретёна не точёны,
В кадке яблоки мочёны,
Ну-ка, Катя,
попляши,
Да больно ножки хороши.
Слайд 15Жанровое разнообразие музыкального фольклора: Страдания
Страдания - лирическая разновидность частушек на
любовную тему (расставания, встречи и т.д).
Основное настроение - минорное.
Исполняются
напевно, в песенном стиле.
Страдания - народное актёрство, особенно почитаемое на ярмарочных балаганных представлениях.
Слайд 16Жанровое разнообразие музыкального фольклора: Инструментальные наигрыши
Инструментальные наигрыши были в прошлом
также необходимы для ярмарочных гуляний.
Основное назначение — оформлять танцевальные
номера.
В основе наигрышей лежит вариационная форма и импровизационная стихия русской народной инструментальной музыки.
Слайд 17Мы - слушатели
«Камаринская» (плясовой наигрыш на гуслях)
Как звучала музыка? Расскажи
о ней, пользуясь музыкальным языком.
Мы - исполнители
Создай свою инструментальную импровизацию
на тему «Камаринской» под танцевальные движения твоих товарищей.
Обязательное условие: вовремя откликнуться музыкой на характер движения.
Слайд 18Мы – слушатели: М.И. Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская»
Глинка изобразил в
музыке два образа: торжественное величание девушки-невесты и темпераментную народную пляску.
Композиционное построение – форма вариаций.
Задание:
Прохлопай ритм, когда услышишь знакомую мелодию.
Подумай, ответь: Можно ли назвать Фантазию Глинки танцем? Почему?
Михаил Иванович Глинка (1804-1857)
Слайд 19вывод
Фантазия М.И. Глинки «Камаринская» - не танец, это нечто большее,
выросшее из танца. В ней присутствует танцевальность.
ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ – это танцевальное
свойство музыки или характер музыки, выросшей из танца.
Танцевальная музыка создана из танцевальных ритмов, она несёт в себе танцевальную энергию, но под неё не обязательно нужно танцевать.
Слайд 20Мы - исполнители
Хоровод «Калинка»
Задача: Подчеркнуть голосом и движениями контрастность частей
песни.
Задание на дом
1) Слушать «Камаринскую» Глинки, нарисовать иллюстрации;
2) Знать и
выписать в тетрадь значение музыкальных терминов:
Танцевальность в музыке - …
Чечётка - …
Степ - …
Русский хоровод - …
Симфоническая сюита - …
Симфоническая фантазия - …
3) Выписать в тетрадь названия жанров песенного, танцевального, инструментального фольклора.
Слайд 21Источники информации
УМК: Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. Изд. 4-е, перераб.
– М.: Баласс; Школьный дом, 2012
https://www.culture.ru/
http://www.gifki.org
https://www.nkj.ru/open/
https://youtu.be/CrG4ekgQAJg