Слайд 1«То, что я услышал – я забыл.
То, что я увидел
– я помню.
То, что я сделал – я знаю»
(Китайская пословица)
Технология
исследовательской деятельности
Слайд 2Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком – либо
деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв)
Слайд 3
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
технология исследовательской
деятельности;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио
дошкольника и воспитателя;
игровая технология;
технология «ТРИЗ» и др.
Современные педагогические технологии:
Слайд 4Позиция взрослого по отношению к ребенку:
«Не рядом, не над ним,
а вместе!»
Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Слайд 5Социальный заказ государства системе образования:
Воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно
принимать решения в ситуации выбора.
Основной принцип ДО – поддержка инициативы
детей в различных видах деятельности (ФГОС ДО).
Слайд 6 Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то
деятельности, делание, процесс.
Инициативность - это такое свойство
характера, когда происходит толчок, запуск деятельности.
Слайд 7Исследовательская деятельность
Это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате
функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Цель
исследовательской деятельности - формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.
Слайд 8Методы и приёмы организации исследовательской деятельности:
эвристические беседы
постановка и
решение вопросов проблемного характера
наблюдения
моделирование
опыты
фиксация результатов
«погружение»
в краски, звуки, запахи и образы природы
подражание голосам и звукам природы
использование художественного слова
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
трудовые поручения, действия
Слайд 91.Опыты(экспериментирование)
Состояние и превращение вещества
Движение воздуха, воды
Свойства почвы и минералов
Условия
жизни растений
2. Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений
Виды животных
Виды строительных сооружений
Виды
транспорта
Виды профессий
Типы исследовательской деятельности
3. Путешествие по карте
Стороны света
Рельефы местности
Природные ландшафты и их обитатели
Части света, их природные и культурные «метки» - символы
4. Путешествие по «реке времени» Египет — пирамиды
История жилища и его
благоустройство.
Слайд 10Исследовательская деятельность - высшая форма исследовательской активности
Субъект спонтанной активности
субъект деятельности
Слайд 11Поисковая активность – главный двигатель исследовательского поведения
высокая мотивация
эмоциональная включенность
интерес
Слайд 12Ребенок — природный исследователь окружающего мира
Детям легче воспринимать и
понимать новую информацию в близкой для них форме - игре.
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Слайд 13 Целью исследовательской технологии
является развитие познавательных
способностей дошкольников и создание условий для формирования основного целостного мировидения
ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Слайд 14
опыт = эксперимент
Опыт – единство знаний, умений, навыков, приобретённых в
процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий.
Совокупность практически усвоенных знаний,
умений, навыков
Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) служит для проверки гипотезы, установления причинных связей.
Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.
Слайд 15Задачи экспериментирования:
Расширение кругозора детей о предметах, явлениях, особенностях
Формирование способов познания
путем сенсорного анализа
Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации,
сравнения, обобщения
Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
Развитие умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, песочные часы и т.д.)
Слайд 161. Проблемная ситуация.
2. Целеполагание.
3. Выдвижение гипотезы.
4. Составление предварительного плана исследования
5.
Проверка предположения.
6. Если предположение подтвердилось: формулировка вывода.
7. Если предположение не
подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация её в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода.
Алгоритм действий
Слайд 17Детям необходимо уметь:
Видеть проблемы
Выдвигать гипотезы
Задавать вопросы.
Оперировать понятиями «явление», «причина»,
«следствие», «событие», «зависимость», «(не)совместимость», «(не)возможность» и т.д.
Классифицировать.
Наблюдать.
Делать выводы
и умозаключения.
Слайд 18Педагогу необходимо:
Создать атмосферу свободного обсуждения, побуждать детей к диалогу, сотрудничеству
Создавать
интересные проблемные ситуации
Четко формулировать проблемы
Обучать детей обобщенным приемам умственной деятельности
Побуждать
к самостоятельной постановке вопросов, выводам и обобщениям
Знакомить с историей великих открытий
Разделить детский коллектив на малые группы
Слайд 19Оформление результатов исследовательской деятельности
1 раздел «Что я прочитал (или
мне прочитали) по теме…
2 раздел «Что я узнал о …
(сбор информации по теме исследования)»
3 раздел «Вопросы, которые возникли у меня, когда я …»
4 раздел «Мои наблюдения и опыты по теме исследования»
5 раздел «Мои выводы о …»
6 раздел «Мое сообщение, доклад (о чем я расскажу ребятам)»
Слайд 20«Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком
умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К.Е.Тимирязев
Слайд 21
«Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё
и ещё раз возвратиться у тому, что он узнал»
В.А. Сухомлинский