Разделы презентаций


Технология обучения анализу поэтического текста

Содержание

М.Ю.Лермонтов «Утёс»Ночевала тучка золотаяНа груди утёса-великана,Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя;Но остался влажный след в морщинеСтарого утёса. ОдинокоОн стоит, задумался глубоко,И тихонько плачет он в пустыне.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Технология обучения анализу поэтического текста
Урок литературного чтеия в 4 классе


М.Ю. Лермонтов «Утёс»

Технология обучения анализу поэтического текстаУрок литературного чтеия в 4 классе М.Ю. Лермонтов «Утёс»

Слайд 2М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана,
Утром в путь она

умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого

утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
М.Ю.Лермонтов  «Утёс»Ночевала тучка золотаяНа груди утёса-великана,Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя;Но остался влажный

Слайд 3Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа)

Тучка


Утёс


Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа)Тучка Утёс

Слайд 4Заполняя таблицу, находим в тексте лексичекие цепочки, связанные с каждым

из ключевых образов (полюсов)

Заполняя таблицу, находим в тексте лексичекие цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов)

Слайд 5Придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов
(ассоциативный анализ)

Придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов(ассоциативный анализ)

Слайд 6Молодость, радость бытия

Молодость, радость бытия

Слайд 7Старость, одиночество

Старость, одиночество

Слайд 8Заполняя таблицу, находим в тексте лексичекие цепочки, связанные с каждым

из ключевых образов (полюсов)

Заполняя таблицу, находим в тексте лексичекие цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов)

Слайд 9Ищем художественные средства, проясняющие, уточняющие мысль поэта, и определяем их

функцию в стихотворении:
Тропы
Синтаксические фигуры и приёмы
Особенности строфики, звукописи и т.д.

Ищем художественные средства, проясняющие, уточняющие мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении:ТропыСинтаксические фигуры и приёмыОсобенности строфики,

Слайд 10Антитеза (основа всей художественной системы)
тучКа (уменьш.) – утёс-великан
Умчалась – стоит
Весело

– одиноко
Играя – плачет
Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой

Антитеза  (основа всей художественной системы)тучКа (уменьш.) – утёс-великанУмчалась – стоитВесело – одинокоИграя – плачетСоюз «НО» между

Слайд 11Эпитеты (делают образы более яркими)
Тучка золотая
Весело
Утёс-великан
Влажный след
Старый
одиноко

Эпитеты (делают образы более яркими)Тучка золотаяВесело Утёс-великанВлажный следСтарыйодиноко

Слайд 12Олицетворения (переводят действие в символический план)
Ночевала тучка … на груди

утёса
Умчалась … весело играя
… в морщине старого утёса
Одиноко он стоит

… плачет
Олицетворения  (переводят действие в символический план)Ночевала тучка … на груди утёсаУмчалась … весело играя… в морщине

Слайд 13Синтаксический приём переноса во второй строфе (выделяет особо значимые слова)
Но

остался влажный след в морщине //
Старого утёса. Одиноко //
Он стоит…

Синтаксический приём переноса во второй строфе  (выделяет особо значимые слова)Но остался влажный след в морщине //Старого

Слайд 14О чём стихи? (интерпретация)

Об одиночестве.

О весне и осени человеческой жизни

О чём стихи? (интерпретация)Об одиночестве.О весне и осени человеческой жизни

Слайд 16Алгоритм анализа 1. Семантический анализ
Выявить ключевые образы (обычно их два),

противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении

создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.

Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым –

Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.

Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа


Алгоритм анализа  1. Семантический анализВыявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и

Слайд 172. Анализ изобразительных средств
Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и

расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления

и т.д.

Выявить «вспомогательные» художественные средства и приёмы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации ( в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки – мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, её влияние на смысл и художественное оформление образа.

Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё к ней отношение.


2. Анализ изобразительных средствВыявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика