Слайд 1Профессии киноиндустрии
Прохорова А.А.
Слайд 2
Вначале 20-века кинематограф активно развивался. Фильмы становились длиннее, цветовая гамма
– разнообразней, игра актеров выразительней. Вместе с этим увеличивалось и
количество людей, задействованных в создании кинокартин. Так появилось в корне новое профессиональное направление, неразрывно связанное с кинематографом.
Киноиндустрия объединила людей самых разных специальностей, которые имели одну цель – создавать красивые и увлекательные кинофильмы.
Слайд 3Кинопродюсер
Профессия продюсер появилась в Голливуде 1910-х годов с превращением кинематографа
в серьёзную индустрию.
В общих чертах работу кинопродюсера можно описать в
нескольких пунктах.
Продюсер находит или ему предлагают идею нового фильма. Он её разрабатывает, продумывает, сколько денег потребуется на её воплощение, находит источники финансирования, приглашает сценариста, режиссёра, актёров, обеспечивает рекламу и продвижение фильма в кинопрокате.
Специалисты отмечают, что суть работы кинопродюсера зависит от модели, по которой он работает. Существует две модели кинематографа: коммерческая и бюджетная.
Коммерческий кинематограф ориентируется на получение прибыли. Такая модель действует там, где кинопрокат развит настолько, что может приносить существенную прибыль. Лидером среди таких стран является США.
Бюджетная модель ориентируется на поддержку кинопроектов из бюджета. По бюджетному принципу в значительной мере живёт российский кинематограф.
И есть колоссальная разница между кинопродюсером в кинематографе, живущем по законам коммерции, и кинематографе, пользующемся поддержкой из бюджета.
Коммерческий вариант означает прибыль от проката. Бюджетный – прибыль от того, что удастся привлечь со стороны госбюджета или спонсоров. Чем больше удаётся сэкономить из привлечённых денег, тем больше прибыль от проекта для самого продюсера. Прибыль от проката уходит на второй план.
Слайд 4
Продюсер может работать от имени студии (студийный продюсер) или сам
по себе (независимый продюсер).
Студийный продюсер располагает деньгами, имеющимися у студии.
Независимый продюсер занимается поиском финансирования, рекламой, вопросами проката.
Кроме этого необходимо решать массу организационных и технических вопросов по ходу создания фильма, и один человек не может справиться с таким валом забот. Поэтому помимо основного (генерального) продюсера над фильмом также работают исполнительный и линейный продюсеры.
Слайд 5Генеральный продюсер (executive producer) сосредоточен на привлечении технических средств, заключении договоров
с творческими сотрудниками (сценаристом, режиссёром, актёрами и т.д.), дистрибьютерами. Он
же определяет примерный размер бюджета фильма.
Но сначала – идея фильма. Отталкиваясь от неё, генеральный продюсер решает, какого режиссёра привлечь, каким будет финансирование т.д. Иногда над фильмом работают несколько генеральных продюсеров. Один занимается проработкой идеи, предлагает её разным студиям, другой – привлечением денег, третий ищет подходящего режиссёра, сценариста т. д.
Исполнительный продюсер (producer) бывает необходим на крупных проектах. Он руководит процессом на верхнем уровне: следит за расходованием средств, заключает договора с персоналом, поставщиками материалов, оборудования и пр. и даже вникает в творческие вопросы. Но всё это, не входя в технические детали, ежедневную рутину съёмочного процесса, озвучания и пр. Поэтому исполнительный продюсер может вести сразу несколько проектов.
Случается, что все эти функции выполняет генеральный продюсер. А в небольших кинокомпаниях эту роль может взять на себя сценарист.
Линейный продюсер (line producer, unit production manager) – напротив, занимается конкретными организационными вопросами, обеспечивая работу творческой группы. Он же следит за соблюдением графика работы.
Можно сказать, что именно линейный продюсер является непосредственным руководителем проекта.
Иногда назначаются продюсеры, отвечающие за ещё более узкий сегмент работы. Например, административный продюсер может заниматься наймом внештатных работников для различных работ в ходе создания фильма.
Слайд 6Кинорежиссер
Кинорежиссёр – режиссер, руководящий постановкой фильма.
Кинорежиссёр — ключевая фигура в кинопроцессе,
т.к. именно он отвечает за художественный уровень кинофильма.
Обычно режиссёр занимается
следующим:
• Выбирает сценарий (зачастую сам его пишет или участвует в написании);
• Определяет общий художественный стиль фильма;
• Руководит работой художников (по костюмам, декораторов и пр.);
• Отбирает актёров;
• Руководит актёрами, как с точки зрения мизансцены, так и с точки зрения манеры игры и других выразительных средств;
• Руководит работой операторов;
• Руководит монтажом фильма.
Слайд 7Существует непримиримое противостояние между продюсерским цехом и режиссёрским. Продюсер рассматривает
каждый фильм как коммерческий проект, и он заранее видит, каким
примерно фильм должен получиться. Видение режиссёра может оказаться совершенно иным.
Есть также примеры удачного совмещения режиссёрской и продюсерской деятельности.
Например, Стивен Спилберг – актёр, режиссёр и продюсер. Он снял больше 40 фильмов и продюсировал более 120.
Слайд 8Звукорежиссер
Звукорежиссер – это специалист, отвечающий за звуковое оформление фильма, теле-,
радиопередачи или шоу.
Звукорежиссер – одна из ключевых профессий в кино,
на телевидении, в шоу-бизнесе.
В этой профессии творческая сторона сочетается с технической.
Звукорежиссер не только отвечает за качество звукового ряда, но и работает над его драматургией, над созданием звуковых образов.
Звукоряд (фонограмма) должен соответствовать сценарию и режиссёрскому замыслу.
Работая в кино, звукорежиссёр, участвует в разработке режиссёрского сценария, разрабатывает концепцию звука, управляет процессом речевого озвучания (актёры у микрофона озвучивают своих героев, произносят закадровый текст и т.п.), выбирает и записывает шумы, отвечающие тому, что происходит на экране, обрабатывает их.
В процессе озвучки звукорежиссёр контролирует синхронность звука и изображения, руководит монтажом звука. Когда все элементы звукоряда готовы, он занимается их сведением, т.е. перезаписывает исходные элементы звукоряда в единую фонограмму.
Звукорежиссёру подчиняется звуковой цех, в котором, в частности, работают звукооператор, микрофонный оператор (управляет микрофонами в процессе съёмки), монтажёр звука.
Слайд 9Звукооператор
Звукооператора часто отождествляют со звукорежиссёром. Хотя на самом деле задачи
звукорежиссёра значительно шире.
Звукооператор не разрабатывает концепции звукового оформления, он записывает
или обрабатывает звук, контролируя техническое качество фонограммы. Его задача — добиться качественного звука, удобного для восприятия.
Обычно фонограмма складывается из звуков от разных источников. И делая запись, звукооператор следит, чтобы звуки были сбалансированы и не мешали друг другу. Например, музыкальное сопровождение в фильме не должно заглушать речь диктора, и т.д.
В кино и на телевидении звукооператор подчиняется звукорежиссёру. Он контролирует (микширует) уровень звука в соответствии с экспликацией, которую заранее составляет звукорежиссёр.
В кино звукооператор занимается звукозаписью.
На телевидении и на радио звукооператор может работать и в прямом эфире. Это особенно ответственная работа, т.к. не даёт шанса повторить неудачный эпизод и исправить ошибку.
Звукооператор может работать и с живым звуком, обеспечивая хорошую акустику на концертах.
Слайд 10Кинооператор
Кинооператор — очень важный специалист в области съемки кинофильмов, который
обычно находится в тени славы режиссера, в то время как
проделывает колоссальную работу, необходимую для съемки фильма не просто с технической, но особенно с художественной стороны.
Профессия кинооператора скорее мужская, чем женская, так как кроме всего прочего ему приходится обращаться с камерой, которая зачастую достаточно тяжелая, а также проделывать всякие «каскадерские трюки» при съемках, ведь чтобы добиться нужного эффекта иногда приходится очень потрудиться. Также нужна хорошая физическая подготовка для командировок, съемок ночных кадров и
долгих часов ожидания необходимых
световых эффектов на природе.
Слайд 11Кинооператор совмещает в себе художественную и техническую составляющие фильма. Он
буквально рисует фильм с помощью света, работая подчас с таким
огромным количеством осветительных приборов, что они могут занимать в несколько раз большую площадь, чем сам снимаемый кадр. Всеми этими приборами оперирует целая команда, которой руководит кинооператор, а для этого ему также необходимо обладать высоким управленческим потенциалом.
Режиссер решает, что показать в очередной сцене, кинооператор же решает, как это показать, и решает это на практике. То есть, по сути, он является художником фильма.
С помощью композиции, цвета, света и фактуры кадра, кинооператор помогает проявить все замыслы сценариста и режиссера, а зачастую и сам находит креативное решение той или иной сцены и достигает максимальной ее выразительности.
Кинооператор принимает самое активное участие на стадии монтажа фильма, следя за качеством проделанных монтажных работ и цветокоррекции. На этом этапе важно не потерять ни один художественный эффект, работающий на образ всей картины
Слайд 12Сценарист
Сценарист — автор сценария для кинофильма или телесериала, спектакля и т.д.
Сценарий
– это литературно-драматическая основа фильма. В нём прописаны сюжет, сцены,
диалоги, даны описания персонажей и пр.
Часть сценариев – так называемые оригинальные, когда сценарист сам является создателем героев, фабулы, сюжета.
Так, сценарий сериала «Достоевский» (реж. Владимир Хотиненко) написал профессиональный сценарист и драматург Эдуард Володарский. Хотя в своей работе он пользовался сведениями из многих литературных источников.
Часто сценарии пишутся на основе книг или пьес, написанных другими авторами.
Например, по романам и рассказам Агаты Кристи (1890–1976) создано множество экранизаций, в том числе и после её кончины. Над сценариями экранизаций работали профессиональные сценаристы.
Сценарий задаёт идею фильма. И некоторые режиссёры предпочитают писать сценарии сами (как, например, Вуди Аллен) или участвовать в их создании.
Сценарист работает по контракту с киностудией, и часто характер будущего сценария задаётся режиссёром и продюсером.
Однако самые выдающиеся сценаристы – это всё же независимые художники, которые работают над сюжетом и текстом своего сценария, даже не будучи нанятыми на работу или не получая оплату.
Слайд 13Актер
Актер (от фр. acteur, от лат. actor — исполнитель; женский
род - актриса) - профессиональный исполнитель разноплановых ролей в спектаклях,
кино, рекламных роликах, видеоклипах.
Профессия актер является одной из самых древних. Еще шаманы устраивали представления для всего племени. Как искусство, актерство зародилось в Древней Греции и считалось очень престижным. Однако Средневековая Европа считала игру актеров бесовской, а на Руси быть актером было даже опасно. Церковь преследовала лицедеев, шутов, скоморохов. Церковные служители могли уничтожить музыкальные инструменты, а исполнителей избить или посадить в тюрьму. Лишь в эпоху Возрождения отношение к актерству изменилось.
Актёрское искусство постоянно эволюционирует. До начала XX века в игре актёров преобладала шаблонность, одноплановость характеров и типажей. Революцию в профессии актера совершил основатель МХАТа К.С. Станиславский (1863 – 1938). Он является создателем знаменитой актерской системы, так называемой Системы Станиславского, целью которой является достижение максимальной психологической достоверности игры актеров. Станиславский призывал актеров чувствовать то, что чувствует герой, испытывать подлинные переживания для передачи достоверных эмоций на сцене. Уже более ста лет знаменитая актерская система Станиславского имеет огромную популярность в России и во всем мире, а высказанная им фраза “Не верю!” стала крылатой.
Слайд 14В настоящее время актерская профессия является популярной и желанной. Многих
манит известность, богатство и интересная жизнь. Однако мало кто понимает,
как тернист путь к достижению своей цели, и никто не может гарантировать, что именно ты добьешься успеха на этом поприще. Как много выпускников театральных вузов, и лишь небольшой процент из них становится известными и высокооплачиваемыми актерами. Молодым актерам приходится пробивать себе место под солнцем, постепенно зарабатывая известность. Есть, конечно, и счастливчики, которых заметили и они в одночасье проснулись знаменитыми. Для них постепенно начнет сбываться то, ради чего они учились и к чему стремились.
Основой актерского мастерства является принцип перевоплощения. Это перевоплощение может быть внешним и внутренним. В первом случае, актер использует грим, костюмы, маски, вырабатывает интонацию, мимику, жесты. Во втором же случае актеру необходимо раскрыть духовный мир своего героя, показать его характер, передать мысли и переживания. Актер, не зависимо от места работы, создает определенный художественный образ и вносит что-то свое в героя, изображает его по-своему. Главной целью любого актера является желание воздействовать на зрителей, вызвать у них ответную реакцию, эмоции, чувства.
Слайд 15Каскадер
Каскадёр —исполнитель сложных и опасных трюков. Наименование определилось от заимствования с
французского языка -cascadeur: 1) каскадный актёр, каскадёр; каскадная актриса; трюковый
артист, трюкач 2) любитель риска
Зачастую каскадёры подменяют т.е. дублируют актёров в кадре на время выполнения трюков, но есть актёры, которые сами выполняют трюки и, следовательно, одновременно исполняют и работу каскадёра. В случае «подмены» или дублирования , актёра каскадёром, для съёмок зачастую подбирается каскадёр (дублёр) , похожий по телосложению на актёра; затем каскадёра гримируют под актёра и во время выполнения трюка его не снимают крупно анфас — так для зрителя подмена актёра каскадёром остаётся относительно незаметной.
Слайд 16Постановщик трюков
Постановщик трюков —организатор трюковых съемок с участием каскадёров.
Как правило, постановщики
трюков выходят из наиболее опытных исполнителей трюков — каскадёров.
Постановщики трюков, на
основании сценария и требований режиссера-постановщика фильма, придумывают, разрабатывают, подготавливают и организовывают трюковые съемки фильма.
Слайд 17Художник-постановщик
Художник-постановщик создаёт визуальное решение фильма, которое помогает раскрыть замысел режиссёра
и даёт нужный эмоциональный настрой.
Художник-постановщик – участник творческой группы, работающей
над фильмом.
По существу, он переводит сценарий (литературную основу фильма) в изобразительный ряд.
Он разрабатывает эскизы, чертежи декораций, мебели, подбирает реквизит, помогает при составлении сметы, в выборе мест для натурных съёмок, в изготовлении декораций. Когда фильм снят, участвует в отборе дублей, в создании графического оформления фильма (титры, заставка и пр.).
Декорации, реквизит, их расположение на съёмочной площадке – из всего этого складывается предметная реальность, в которой будет разворачиваться действие. От мастерства художника зависит эмоциональный строй фильма, а также доверие или недоверие зрителей.
Слайд 18
Приступая к работе над картиной, художник-постановщик сначала читает сценарий, беседует
с режиссёром, и в это время вырисовывается концепция будущего оформления.
Не
всегда художник отталкивается от эпохи, в которой разворачивается действие, в некоторых случаях он полагается на свою фантазию и фантазию режиссёра-постановщика
Художник-постановщик работает под руководством режиссёра. В работе ему помогают ассистенты. Также в группу художника-постановщика входят декораторы, бутафоры, реквизиторы, художники по костюмам, художники-гримёры. В некоторых случаях, художник-декоратор сам выполняет многие функции: занимается и декорациями, и костюмами, и поиском реквизита. Единственный, кого он не может заменить на профессиональном уровне, – художник-гримёр.
Профессия художника-постановщика считается мужской, потому что требует физической выносливости: приходится работать с тяжелыми декорациями, ездить в съёмочные экспедиции, выдерживать ненормированный рабочий день. Однако женщины в этой профессии всё же есть.
Слайд 19Локейшн-менеджер
Локейшн-менеджер занимается поиском и подготовкой мест для съёмки фильма или
телепередачи.
Локейшн-менеджер занимается поиском и подготовкой мест для съёмки фильма или
телепередачи.
Локейшн получает от режиссёра или художника-постановщика примерное описание натуры или объекта, необходимого для съёмок. Затем, взяв в руки фотоаппарат, отправляется на поиски.
Приглянувшиеся объекты он фотографирует, чтобы продемонстрировать выбор режиссёру.
Однако это не самая трудная часть работы. Гораздо сложнее бывает (хотя и не всегда) договориться с владельцем или администрацией объекта, органами правопорядка (если снимать планируется на улицах города) и т.п. Особенно если бюджет фильма небольшой и средств на аренду мало.
Локейшн-менеджментом может заниматься и директор фильма, который решает организационные вопросы во время съемочного периода. А также ассистент художника-постановщика.
Слайд 20Художник по костюмам
Художник по костюмам в кино, театре и на
телевидении создаёт одежду для героев. Он помогает актёрам в их
перевоплощении.
Художник по костюмам входит в творческую группу фильма или спектакля, которую возглавляет художник-постановщик .
Все костюмы работают на общее художественное решение фильма или спектакля, поэтому работа над проектом начинается с чтения сценария (пьесы) и разработки каждого образа.
Костюм героя, как известно, выражает его принадлежность к какой-то профессии, слою общества, выдаёт его возраст, раскрывает индивидуальность. И придумывание костюма – это часть создания образа.
Художник по костюмам взаимодействует с режиссёром, художником-постановщиком, гримёром. И, конечно же, с актёрами, каждому из которых костюм должен помочь перевоплотиться в героя произведения.
Костюмы могут быть вполне обыденными, особенно если действие происходит в наши дни, а могут относиться к иным эпохам. Так называемые костюмные, исторические фильмы часто отличаются особой пышностью нарядов, в фильмах о будущем костюмы подчёркивают футуристичность действия. В хорошем фильме или спектакле все костюмы продуманы для мелочей, там нет места случайным фасонам и цветовым решениям. Всё подчинено общей художественной концепции.
Слайд 21Художник по костюмам рисует эскизы одежды, обсуждает свои идеи с
художником-постановщиком, продумывает детали, выбирает ткани, поручив изготовление швейному цеху, контролирует
процесс и следит за точностью исполнения своего замысла. Во время примерки он оценивает, насколько целостным получается образ, если нужно, вносит изменения.
Для актёров массовых сцен костюмы зачастую не шьются специально, художник выбирает их из
того, что есть в костюмерной или в фонде киностудии.
В современно кино всё чаще наряду с живыми актёрами действуют виртуальные персонажи. Но и они нуждаются в одежде, которые придумывает художник по костюмам. Художники-графики воплощают его эскизы с помощью компьютеров.
Слайд 22Гримёр (Гример-постижер)
Гримёр — мастер, владеющий искусством преобразовывать внешность актера с
помощью красок, наклеек и прочих ухищрений.
Гримёр работает с лицом актёра,
а иногда, если это нужно для роли, подбирает ему парик, усы и т.п.
Специалист по изготовлению париков, накладных бород и усов называется постижёром (фр. postiche искусственный, фальшивый). Поэтому гримёра также называют гримёром-постижёром. Хотя чаще всего постижёрные изделия готовят в специальных мастерских.
Гримёр, разрабатывая грим для
будущего спектакля, заказывает там
необходимые парики и пр.
Слайд 23
В кино гримёр помогают актёру в работе над образом.
Ещё до
запуска спектакля или съёмочного процесса он продумывает все необходимые детали
грима, чтобы результат соответствовал замыслу режиссёра.
Приходится учитывать силуэт лица, характерные черты, особенности костюма, освещения, которое планируется применить на сцене или съёмочной площадке.
Когда съёмки окончены, грим нужно снять, отклеить бороды (они крепятся специальным клеем или мастикой), уложить их в специальные коробки, парики натянуть на специальные болванки. Гримёр следит за их состоянием, а когда они изнашиваются, заказывает новые.
Слайд 24Режиссёр монтажа (монтажёр)
Режиссёр монтажа – специалист, соединяющий отснятые материалы фильма
или телепрограммы в целостное произведение.
Каждый кино- или телефильм после съёмок
проходит через монтажно-тонировочный период, когда все элементы картины (отснятый материал, озвучку, музыку, титры и пр.) соединяют в единое целое. Специалисты обычно называют этот процесс простым словом «монтаж».
Слайд 25
Работа над художественным фильмом начинается с создания сюжета и сценария.
А когда завершены съёмки и озвучка, записана музыка, проработаны титры,
будущая картина представляет собой скопище отдельных материалов. Всё это нужно собрать воедино в соответствии со сценарием, чтобы все визуальные и звуковые образы сложились в целостное произведение.
Весь отснятый материал монтажёр делит на фрагменты, а потом монтирует в нужной последовательности. Если фильм снят на киноплёнку, монтаж происходит на монтажном столе вручную. Цифровые записи монтируются на компьютере.
Конечно, в воображении кинорежиссёра фильм существует ещё до начала съёмок. И монтажёр лишь следует режиссёрскому замыслу. Кинорежиссеры часто сами разрабатывают план монтажа.
Каким бы образом ни проходил киномонтаж – это всегда творческое сотрудничество между кинорежиссёром-автором фильма и режиссёром монтажа.
Слайд 26Киномеханик
Киномеханик – демонстратор кинофильмов в кинотеатре.
Работа киномеханика требует технической грамотности. Современные
кинотеатры постепенно переходят на цифровую технику. В частности, для демонстрации
фильмов в 3d-формате. А это значит, что и современному киномеханику нужно осваивать новую технологию.
В этом есть свои плюсы. Во-первых, просто интересно. Во-вторых, химический состав киноплёнки не безопасен для здоровья. Особенно, если находишься в одном помещении с ней целыми днями. Запах плёнки – это запах рабочего места «плёночного» киномеханика.
Киномеханик не только демонстрирует фильмы, но и следит за оборудованием.
В современных кинотеатрах с несколькими кинозалами механик может обслуживать их все в одиночку. Новые технологии это позволяют.
При старой, доцифровой, технологии нужно тщательно синхронизировать звук с изображением и внимательно следить за плёнкой в проекторах, чтобы, как только она закончится в одном, тут же запустить второй, а потом и третий. Весь фильм состоял из трёх бобин киноленты, и нужно было постараться, чтобы зрители не заметили перехода с одной части на другую.