Слайд 1«Отработка вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе»
Автор презентации:
учитель начальных классов МОУ СОШ №1 с.Кочубеевского Луговая Татьяна Викторовна
Слайд 2Цель:
реализация задачи формирования вычислительных умений и навыков с учётом возрастных
и психологических особенностей учащихся;
усиление практической направленности обучения математике на основе
вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
стимуляция умственной деятельности учеников;
усиление работоспособности учащихся;
развитие внимания:
воспитание учащихся;
создание на уроках математики атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.
Слайд 3Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами.
Критерии
вычислительного навыка:
правильность
осознанность
рациональность
обобщённость
автоматизм
прочность
Слайд 4Этапы формирования вычислительного навыка:
I.Подготовительный
(овладение учеником основными операциями, которые войдут в
новый приём)
II.Ознакомление с новым вычислительным приёмом
(ученики усваивают суть приёма, какие
операции надо выполнять, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия)
III.Закрепление знания приёма и выработка вычислительного приёма
(учащиеся должны твёрдо усвоить систему операций, составляющих вычислительный приём, и предельно быстро выполнять эти операции)
Слайд 5Особенности методики формирования навыков табличного умножения :
Составление таблицы осуществляется небольшими
порциями.
Учитывая, что не все учащиеся могут непроизвольно запоминать табличные случаи
умножения в процессе выполнения обучающих заданий, в определенной системе даются установки на запоминание трех-четырех случаев табличного умножения.
Использование переместительного свойства умножения при составлении таблицы сокращает объем, и последняя таблица содержит только одну строку
Слайд 6ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Продолжи ряд чисел: 4, 8, 12, 16, ...,
40
2. Распредели на две группы следующие числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Чётные числа________________________
Нечётные
числа______________________
К какой группе относятся числа 16, 31, 42, 18, 37?
3. Распредели на две группы следующие числа: 2, 13, 3, 43, 6, 55, 18, 7, 9, 31
Однозначные числа___________________
Двузначные числа ____________________
Слайд 74. Вставь пропущенные числа:
63, 64,…,66, ...,68,…,…;
87, ..., 89, ..., ...,
92, 93, 94;
5. Числа 1, 2, 3, 5, 8,
12, 16, 24, 35, 48 распределены в четырёх таблицах на две группы. В какой таблице числа распределены на группы правильно? Почему?
а)
б)
в)
г)
Слайд 86. Разгадай правила, по которым составлены ряды чисел, и продолжи
эти ряды:
а) 99, 97, ..., 93, ...
17, 27,…,…,…
37, 36, …,…,33, ...
в) 84, 83, 82 ..., ..., ...
63, 65, 67,…,…,…
71, 74, 77, 80, ...,…
7. Разгадай правило, по которому составлен первый столбик выражений. Составь по этому правилу выражения в двух других столбиках и вычисли их.
18+2 = 17+3= 16+4=
38+2 = …+…= …+…=
58+2= …+…= …+…=
Слайд 9 8.Сравни выражения. Вставь пропущенные знаки >, < или =
.
37+ 8 ... 37+18
54 + 16... 16 + 54
23+ 9 ... 33+ 9 41 + 16... 31 + 16
67+ 18 ... 67 + 28 17 + 34 ...34+17
9.Выпиши чётные числа в порядке их увеличения:
37, 18, 4, 53, 26, 97, 34, 41, 62, 83.
10 .Вставь знаки >, < или =, не вычисляя выражений:
8•2...3•8 28:4... 28:7 16:2... 16•2
7•6...6•7 9•4... 5•9 32:8... 32:4
Слайд 1011.Замени действие сложения действием умножения:
Образец: 4 + 4 + 4
+ 4 + 4 + 4 + 4 = 4•7
13
+ 13+ 13 + 13 + 13 = ...
25 + 25 + 25 = ...
7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = ...
36 + 36 + 36 + 36 = ...
12. Известно, что 15 + 15 + 15 = 45. Вычисли
15•4, 15•5, 15•6.
13. Сравни выражения. Вставь пропущенные
знаки >, < или = .
14•2... 14+14 10 •17...17•9 56•3...56 •8
11 •8... 11 +11 +11 25•4...4•20 8•5... 5•8
Слайд 11
1. Упражнения на соотнесение рисунка и числового выражения
Закончи рисунок,
соответствующий данному выражению, и найди его значение:
3•7=
9•5= 8•4=
Слайд 122. Упражнения на запись числового выражения по данному рисунку
Запишите выражения,
которые соответствуют каждому рисунку и вычислите их значения:
Слайд 133.Упражнения на выбор числового выражения, соответствующего рисунку
Найди рисунок, которому соответствует
каждое выражение, и вычисли значения произведений:
7•5= 2•8= 9•3=
Слайд 144. Упражнения, основанные на приёме выделения смысловых опорных пунктов:
1. Вставь
цифры в «окошки», чтобы получились верные равенства:
7•3=□7 6•8=4□ 8•8=□4 3•7=2□
Используя значение первого произведения, найди значения выражений каждого столбика:
2•9=□ 7•8=□ 3•9=□
9•2=□ 8•7=□ 10•3=□
2•10=□ 7•9=□ 3•8=□
10•2=□ 7•10=□ 9•3=□
2•8=□ 10•7=□ 8•3=□
Слайд 153.Разгадай правило, по которому составлены схемы, и запиши числа в
«окошки»:
Слайд 165.Упражнения, в основе которых лежит приём реконструкции
1. Вставь числа
в «окошки», чтобы записи были верны:
9•□=□•9 5•□=□•9
8•□>8•□ 3•8=□+□□
□•8<□•9 8•7>8•□
□+□+□+□=8•□ 8•4<□•9
Слайд 172. Вставь вместо звездочек знаки действий, чтобы равенства были верные:
7•2=7*7
6•5=6*12*12
7•3=7*7*7
6•2=20*8 6•3=6*2*6 5•6=5*9*15
5•2=50*40 5•3=10*5 5•5=5*6*5
4•2=4*3*4 4•3=50*38 4•6=32*8
9•5=9*18*18 9•6=9*1*45 9•6=63*9
3.Запиши каждое выражение в виде произведения двух чисел и найди его значение:
(34-27)•8= □•□=□ (21-19)•4=□•□=□
(81-72)•7= □•□=□ (83-75)•6=□•□=□
Слайд 18 Действия со скобками
1. Покажи с помощью скобок, произведение каких чисел
заменили его значением:
6•8•3 = 48•3 5
•10•2 = 5•20
6•8•3=6•24 5•10•2 = 50•2
63•4 = 7•9•4 56•4=7•8•4
2. Вставь знаки >, < или =:
7 + 7 + 7 ...7 •3 3 •7 ...7•5-7
3 + 3 + 3 + 9 + 3 ...7 •3 7 -5+7... 5-7
7 • 5 ... 5+5+5+5+5+5+5+5 7 •6 ... 7 •4 + 14
7 •7 ... 7 • 8 - 7 7+7+7+7+7+7 ...5•7
Слайд 193. Разгадай правило, по которому составлены схемы, и вставь числа
в «окошки»:
Слайд 206. Упражнения, базирующиеся на приёме соотнесения:
1. Вставь пропущенный множитель:
9•□+ 7=70
9•□ + 5=41 9•□-8= 55 9•□ +7= 79 9•□+ 27= 54 9•□ +9=54 9•□-25= 56 9•□ +11= 74 9•□>63+ 8 9•□ <54+9 9•□ < 45-6 9•□ >27+18
2. Вставь пропущенное слагаемое:
8•4+ □ = 67 8•6+ □ = 70 8•3+ □ = 51 7•8+ □=63 5•8+ □ =94 8•9+ □ = 85 8•8+ □ = 80 8•2+ □ = 42 9•6+ □ = 70
3. Вставь числа в «окошки», чтобы равенства были верными:
□•7+15=50 □•8+12=60
Слайд 217. Задания, позволяющие перенести общий способ действия нахождения произведения однозначных
чисел на область двузначных и трёхзначных чисел:
1. Поставь знаки >,
или = :
126 + 126 + 126 + 126 + 126 + 126 + 126 + 126... 126-8
371+371+371+371+381+371+371 ...371 -7
28 + 28 + 28 + 28 + 28 - 28 ... 6 • 28
48 + 48 + 48 + 24 + 24 + 24 + 24 + 24 ... 48 • 4
906 •5 ... 906 + 906 + 906 + 906 + 907
835 •8 ... 835 + 835 + 835 + 835 + 835 + 835
2. Вставь числа в «окошки», чтобы равенства были верные:
544 + 544 + 544 + 544 + 544 + 544 + 542 + 544 =□• □ + □
310 + 307 + 307 + 307 + 307 + 307 = □• □ + □
210 + 210 + 210 + 280 = □• □ + □
196 + 196 + 196 + 196 + 196 + 196 + 199 =□• □ + □
Слайд 228. Задания, способствующие произвольному и непроизвольному запоминанию таблицы умножения
Выполни
действия и вставь числа в «окошки»:
2.Вставь числа в «окошки», чтобы
равенства были верными:
(7 • 9) • 4 = □ • 4 (3 • 3) •4 = □ • □ 5 • (6 •3) = 5 • □ (8 •6) • 9 = □ • 9 (9 • □) •2 = 72 • □ (□ •6) •9 = 42 • □ (7•4)• □ = □ •5 2 (10 • □) = □ •30
Слайд 233. Используя первое равенство, найди значение второго выражения:
11•7 =
77 23•3=69
16•5 = 80 11 •8 = □ 23 •4 = □ 16•6 = □
4. Вставь знаки >, < или =:
5 •(7 •2)... 5 • 72
81 + 81+81+81 ... 5 •(9•9)
365 + 365 + 365 + 365 + 365 + 365 ... 365 •(3 • 2)
737 + 737 + 737... (737 • 3) •2
(269•108) •711 ...269•(108•711)
Слайд 24Умножение на 9
Положи обе руки на стол и пальцев.
Чтобы умножить
число на 9, достаточно найти палец с таким же номером
и сосчитать, запомни номера сколько пальцев слева и справа от него. Число пальцев слева показывает первую цифру произведения (десятки), а число пальцев справа — вторую цифру (единицы).
Пример 1. 3 х 9 = 27, так как слева от третьего пальца находятся 2 пальца (слева от третьего число десятков), а справа — 7 пальцев (число единиц).
Пример 2. 7 х 9 = 63, так как слева от седьмого пальца находятся 6 пальцев (число десятков), а справа — 3 пальца (число единиц).
Слайд 25
Прием умножения с числами 9, 99, 999.
Для
того чтобы число а умножить на 9, 99, 999 или
9,99,999 умножить на число а, достаточно умножить его на 10, 100, 1 000 (приписать 1, 2, 3 нуля) и из результата вычесть само число а.
Слайд 26Игры
1. Вычеркни двузначные числа, которые не входят
в таблицу умножения. Если задание выполнено верно, то можно будет
прочитать загадку. Отгадай её.
Слайд 27Вычислив выражения и расположив ответы в порядке их возрастания, ты
узнаешь, кто пришёл в гости к Дюймовочке.
2•4=
2•6= 2•8=
Слайд 30Игра «Кубики»
Возьми два игральных кубика. Брось их.
На одном кубике число показывает первый множитель, на другом —
второй множитель, вычисли результат.
Слайд 33«Незнание таблицы умножения создаёт основные трудности в усвоении математики, начиная
с 4-го класса.»
М.А. Остапенко
Преподаватель математики и методики
преподавания математики
Педагогического колледжа №2
г. Санкт-Петербурга