Слайд 1УГОЛОК ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДОУ
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
МАЙОРОВА Г.Ф.
Слайд 2ЗАДАЧИ
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ДОУ - ПОДДЕРЖАТЬ И РАЗВИТЬ В
РЕБЕНКЕ ИНТЕРЕС К ИССЛЕДОВАНИЯМ, ОТКРЫТИЯМ, СОЗДАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭТОГО УСЛОВИЯ,
РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ, МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (АНАЛИЗ, СРАВНЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, НАБЛЮДЕНИЕ) ;
РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ,
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ КОМПЛЕКСНО ОБСЛЕДОВАТЬ ПРЕДМЕТ
Слайд 3ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ УГОЛКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДОУ
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ
И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ;
ДОСТАТОЧНОСТЬ;
ДОСТУПНОСТЬ
РАСПОЛОЖЕНИЯ
Слайд 4В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫДЕЛЕНЫ:
1) МЕСТО ДЛЯ ПОСТОЯННОЙ
ВЫСТАВКИ, ГДЕ РАЗМЕЩАЮТ МУЗЕЙ, РАЗЛИЧНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ. ЭКСПОНАТЫ, РЕДКИЕ ПРЕДМЕТЫ (РАКОВИНЫ,
КАМНИ, КРИСТАЛЛЫ, ПЕРЬЯ И Т. П.)
2) МЕСТО ДЛЯ ПРИБОРОВ
МЕСТО ДЛЯ ХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ (ПРИРОДНОГО, "БРОСОВОГО")
3) МЕСТО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ
4) МЕСТО ДЛЯ НЕСТРУКТУРИРОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ (ПЕСОК, ВОДА, ОПИЛКИ, СТРУЖКА, ПЕНОПЛАСТ И ДР.)
Слайд 5ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ
АТЛАСЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЕ АЛЬБОМЫ
СЕРИИ КАРТИН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ
СХЕМЫ,
ТАБЛИЦЫ, МОДЕЛИ С
АЛГОРИТМАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТОВ
Слайд 8ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Слайд 9КОМПОНЕНТ ОБОРУДОВАНИЯ
ПРИБОРЫ-ПОМОЩНИКИ:
МИКРОСКОП, ЛУПЫ, УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА
ВЕСЫ,
БЕЗМЕН
ПЕСОЧНЫЕ, МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ,
КОМПАС,
МАГНИТЫ;
ПОРТНОВСКИЙ МЕТР, ЛИНЕЙКИ,
ТРЕУГОЛЬНИК Т.Д.
Слайд 10КОМПОНЕНТ СТИМУЛИРУЮЩИЙ
- РАЗНООБРАЗНЫЕ СОСУДЫ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (ПЛАСТМАССА,
СТЕКЛО, МЕТАЛЛ,
КЕРАМИКА) РАЗНОЙ КОНФИГУРАЦИИ И ОБЪЕМА;
СИТА, ВОРОНКИ РАЗНОГО РАЗМЕРА И МАТЕРИАЛА;
-
ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ: КАМЕШКИ, ГЛИНА, ПЕСОК, РАКУШКИ,
ШИШКИ, ПЕРЬЯ, МОХ, ЛИСТЬЯ И ДР.;
- УТИЛИЗИРОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ: ПРОВОЛОКА, КУСОЧКИ КОЖИ,
МЕХА, ТКАНИ, ПЛАСТМАССЫ, ПРОБКИ И ДР.;
- ТЕХНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: ГАЙКИ, СКРЕПКИ, БОЛТЫ, ГВОЗДИКИ И ДР.;
- РАЗНЫЕ ВИДЫ БУМАГИ: ОБЫЧНАЯ, КАРТОН, НАЖДАЧНАЯ, КОПИРОВАЛЬНАЯ И ДР.;
- КРАСИТЕЛИ: ПИЩЕВЫЕ И НЕПИЩЕВЫЕ (ГУАШЬ, АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ );
- МЕДИЦИНСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: ПИПЕТКИ, КОЛБЫ, ДЕРЕВЯННЫЕ ПАЛОЧКИ, ШПРИЦЫ (БЕЗ ИГЛ), МЕРНЫЕ ЛОЖКИ МЕНЗУРКИ, РЕЗИНОВЫЕ ГРУШИ И ДР.;
- ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ: ЗЕРКАЛА, ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, МАСЛО, МУКА, СОЛЬ, САХАР, ЦВЕТНЫЕ И ПРОЗРАЧНЫЕ СТЕКЛА, И ДР.
Слайд 11В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ
- КНИГИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА;
- ТЕМАТИЧЕСКИЕ АЛЬБОМЫ;
- КОЛЛЕКЦИИ: СЕМЕНА РАЗНЫХ
РАСТЕНИЙ, ШИШКИ, КАМЕШКИ, КОЛЛЕКЦИИ
"ПОДАРКИ :" (ЗИМЫ, ВЕСНЫ, ОСЕНИ), "ТКАНИ", "БУМАГА", "ПУГОВИЦЫ"
- МИНИ-МУЗЕЙ (ТЕМАТИКА РАЗЛИЧНА, НАПРИМЕР "КАМНИ", ЧУДЕСА ИЗ СТЕКЛА"
- ПЕСОК, ГЛИНА;
- НАБОР ИГРУШЕК РЕЗИНОВЫХ И ПЛАСТМАССОВЫХ ДЛЯ ИГР В ВОДЕ;
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИГР С МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ,
- КРАСИТЕЛИ - ПИЩЕВЫЕ И НЕПИЩЕВЫЕ (ГУАШЬ, АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ И ДР.).
- СЕМЕНА БОБОВ, ФАСОЛИ, ГОРОХА
- НЕКОТОРЫЕ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ (САХАР, СОЛЬ, КРАХМАЛ, МУКА)
Слайд 12 МЛАДШАЯ ГРУППА
ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:
- ЛУПЫ, СОСУДЫ
ДЛЯ ВОДЫ, "ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ" (ЧУДЕСНЫЙ
МЕШОЧЕК), ЗЕРКАЛЬЦЕ ДЛЯ ИГР С
"СОЛНЕЧНЫМ ЗАЙЧИКОМ",
КОНТЕЙНЕРЫ ИЗ "КИНДЕР-СЮРПРИЗОВ" С ОТВЕРСТИЯМИ, ВНУТРЬ
ПОМЕЩЕНЫ ВЕЩЕСТВА И ТРАВЫ С РАЗНЫМИ ЗАПАХАМИ.
- "БРОСОВЫЙ МАТЕРИАЛ": ВЕРЕВКИ, ШНУРКИ, ТЕСЬМА, КАТУШКИ
ДЕРЕВЯННЫЕ, ПРИЩЕПКИ, ПРОБКИ
- НА ВИДНОМ МЕСТЕ ВЫВЕШИВАЮТСЯ ПРАВИЛА РАБОТЫ С
МАТЕРИАЛАМИ, ДОСТУПНЫЕ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.
- ПЕРСОНАЖИ, НАДЕЛАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЧЕРТАМИ- ("ПОЧЕМУЧКА") ОТ
ИМЕНИ КОТОРОГО МОДЕЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.
- КАРТОЧКИ-СХЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ (ЗАПОЛНЯЕТСЯ
ВОСПИТАТЕЛЕМ): СТАВИТСЯ ДАТА, ОПЫТ ЗАРИСОВЫВАЕТСЯ.
Слайд 13В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
- СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, МОДЕЛИ С
АЛГОРИТМАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТОВ;
- СЕРИИ КАРТИН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ;
- КНИГИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АТЛАСЫ;
- ТЕМАТИЧЕСКИЕ АЛЬБОМЫ;
- КОЛЛЕКЦИИ
- МИНИ-МУЗЕЙ (ТЕМАТИКА РАЗЛИЧНА, НАПРИМЕР "ЧАСЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ:", "ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ".
Слайд 14СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
- СИТО, ВОРОНКИ
- ПОЛОВИНКИ МЫЛЬНИЦ, ФОРМЫ ДЛЯ ЛЬДА ;
-
КЛЕЕНЧАТЫЕ ФАРТУКИ, НАРУКАВНИКИ, РЕЗИНОВЫЕ ПЕРЧАТКИ, ТРЯПКИ ;
- МИНИ-СТЕНД "О
ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА";
- ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ ДЕТЕЙ ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТОВ;
- КАРТОЧКИ-ПОДСКАЗКИ (РАЗРЕШАЮЩИЕ - ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ) "ЧТО МОЖНО, ЧТО НЕЛЬЗЯ" ;
- ПЕРСОНАЖИ, НАДЕЛЁННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ
ЧЕРТАМИ - ("НЕЗНАЙКА") ОТ ИМЕНИ КОТОРОГО
МОДЕЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.
Слайд 15ВЕДЕНИЕ ФИКСАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
ДНЕВНИК
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ
СХЕМА
ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ ДЕТЕЙ
КАРТОЧКИ ПОДСКАЗКИ
МИНИ-СТЕНД- «
О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА»
Слайд 16ПРИОБРЕТЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Книги-сборники материалов по
итогам конкурса "Крибле! Крабле! Бумс!", проведенного журналом "Дошкольная педагогика». В
них представлено тематическое и перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах детского сада, Конспекты занятий в разных возрастных группах, описание экспериментов, опытов, игр в разных возрастных группах ДОУ
Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2, С-Пб, «Детство-пресс», 2013
Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах, С-Пб, «Детство-пресс», 2013
Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры, С-Пб, «Детство-пресс», 2014
Слайд 17ПРИОБРЕТЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Технологические карты с
методическим описанием руководства познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей младшей и
средней групп с материалами и веществами
Слайд 18ВЫВОД
ГРАМОТНОЕ СОЧЕТАНИЕ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ
В УГОЛКЕ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ СПОСОБСТВУЮТ
ОВЛАДЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДСТВАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
СПОСОБАМ ДЕЙСТВИЙ, ОБСЛЕДОВАНИЮ
ОБЪЕКТОВ, РАСШИРЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА.