Слайд 1Возрастная психология
Ныркова С. А.
Слайд 2Возраст
– качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в
человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить
адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития.
Слайд 3Возрастная психология
- изучает общие законы психического развития человека, этапы и
психические особенности каждого возраста, а также индивидуальные возрастные особенности
Слайд 4критерии возрастной классификации
определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания
и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности
Слайд 5Каждый психологический возраст характеризуется
- социальной ситуацией развития (своеобразие взаимосвязи внешней
среды и внутреннего мира ребёнка).
- возрастными новообразованиями (результаты развития и
одновременно предпосылки дальнейшего развития).
Слайд 6
Возникшие в данный период новообразования изменяют социальную ситуацию развития, ребёнок
начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на
мир.
Слайд 7
2 типа возрастных периодов, сменяющих друг друга
1) стабильное (развитие совершается
внутри социальной ситуации медленно, эволюционно);
2) критическое (развитие совершается бурно и
стремительно).
Кризисы сочетают в себе разрушительные и созидательные тенденции - это норма онтогенеза.
Слайд 8Периодизация (по Л.С. Выготскому)
включает в себя следующие стадии развития
психики:
- кризис новорожденности;
- младенчество (2мес - 1год);
- кризис 1 года;
-
раннее детство (1-3 года);
- кризис 3 лет;
- дошкольный возраст (3-7 лет);
- кризис 7 лет;
- школьный возраст (8-12лет);
- кризис 13 лет;
- пубертатный возраст (14-17лет);
- кризис 17 лет.
Слайд 10
Факторы психического
развития
1. Биологический фактор включает прежде всего наследственность: наследуются
темперамент и задатки способностей. Биологический фактор включает в себя особенности
протекания внутриутробного развития и сам процесс рождения.
Слайд 11
Факторы психического
развития
2. Средовой фактор влияет на психическое развитие опосредованно.
Выделяют природную среду и среду социальную.
3. Активность - третий фактор
психического развития.
Слайд 12
Каждый психологический возраст характеризуется показателями
которые находятся между собой в
сложных отношениях:
1) социальная ситуация развития;
2) ведущая деятельность;
3) основные новообразования.
Слайд 13Эльконин
Социальная ситуация развития.
Это система отношений, в которую ребенок вступает
в обществе, то, как он ориентируется в системе общественных отношений,
в какие области общественной жизни он входит.
Слайд 14Л. С. Выготский
две единицы анализа социальной ситуации развития —
деятельность и переживание.
Легко наблюдать внешнюю активность ребенка, его деятельность.
Но существует и внутренний план, план переживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному будут переживать разные дети, даже близнецы. В результате на развитии одного конфликт между родителями скажется слабо, а у другого вызовет невроз и прочие отличия..
Слайд 15
Д. Б. Эльконин
Ведущая деятельность - это главная деятельность по
её значению для психического развития:
- внутри неё возникают другие, новые
виды деятельности (в игровой - элементы учебной);
- в ведущей деятельности формируются или перестраиваются психические процессы;
- от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период изменения личности ребёнка.
Слайд 16Основные новообразования
психические и социальные изменения , возникающие на данной ступени
развития и определяющие сознание ребенка , его отношение к среде
, внутреннюю и внешнюю жизнь , ход развития в данный период ;
обобщенный результат этих изменений , всего психического развития ребенка в соответствующий период , который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста ( Выготский Л . С , 1984).
Слайд 17А. В. Петровский
для каждого возрастного периода выделяет три фазы
вхождения в референтную общность:
адаптация,
индивидуализация (автономия)
интеграция,
в которых происходят
развитие и перестройка структуры личности
Слайд 18Э.Эриксон
На каждой стадии развития психики ребёнок приобретает определённое личностное новообразование,
которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды
жизни. В каждом личностном качестве заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть и позитивным, и негативным.
Слайд 19
Этапы развития психики по Эриксону
1. Орально-сенсорная. Соответствует оральной стадии классического
психоанализа. Возраст: первый год жизни. Задача этапа: базисное доверие против
базисного недоверия. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда.
Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие происходит, когда его потребности быстро удовлетворяются, он не испытывает долгого недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает должного ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность.
Слайд 202. Мышечно-анальная.
Совпадает с анальной стадией фрейдизма. Возраст – второй-третий
годы жизни. Задача этапа: автономия против стыда и сомнения. Ценные
качества, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли.
На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность. Исход этой стадии зависит от соотношения сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля, как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями, чувство собственного достоинства. Из ощущения утраты cвободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду.
Слайд 213. Локомоторно-генитальная. Стадия инфантильной генитальности
соответствует фаллической стадии психоанализа. Возраст –
дошкольный, 4–5 лет. Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность.
К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать.
От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры.
Слайд 223. Локомоторно-генитальная. Стадия инфантильной генитальности
На этой стадии происходит самое важное
по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным
разрушением. Именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. Развивается чувство моральной ответственности
Слайд 234. Латентная.
Соответствует латентной фазе классического психоанализа. Возраст – 6—11
лет. Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности. Ценные качества,
приобретаемые на этом этапе: систематичность и компетентность.
Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии, о чем и говорит ее название – латентная. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как устроены вещи, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью.
Слайд 244. Латентная.
Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели,
варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело
до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству.
Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно «баловство» и «пачкотню», это способствует выработке у него чувства неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и неполноценности.
Слайд 255. Подростковый возраст и ранняя юность.
Классический психоанализ отмечает на
этой стадии проблему «любви и ревности» к собственным родителям. Успешное
решение зависит от того, найдет ли человек предмет любви в собственном поколении. Это продолжение латентной стадии по Фрейду. Возраст – 12–18 лет. Задача этапа: идентичность против смешения ролей. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность.
Главное затруднение на этой стадии – спутанность идентификации, неспособность опознать свое «Я». Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни, интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.
Влияние родителей на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то его шансы на идентификацию, т. е. на осознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются
Слайд 266. Ранняя взрослость
Генитальная стадия по Фрейду. Возраст: период ухаживания
и ранние годы семейной жизни, от конца юности до начала
среднего возраста. Здесь и далее Эриксон уже не называет возрастные границы. Задача этапа: близость против изоляции. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиация и любовь.
К началу этой стадии человек уже опознал свое «Я» и включился в трудовую деятельность.
Ему важна близость – не только физическая, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и в товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если потребуются значительные жертвы и компромиссы. Проявления этой стадии – не обязательно сексуальное влечение, но и дружба. Например, между однополчанами – образец близости в широком смысле.
Слайд 27
Опасность стадии ранняя взрослость
– избегание контактов, которые обязывают к
близости. Избегание опыта близости из-за страха утратить Эго приводит к
чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает близости, его ожидает одиночество, ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
Опасность этой стадии состоит в том, что и интимные, и соперничающие, и враждебные отношения человек испытывает к одним и тем же людям. Остальные ему безразличны. И, только научившись отличать схватку соперников от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство – отличительный признак взрослого человека. Только теперь проявляется истинная генитальность. Ее нельзя считать чисто сексуальной задачей. Это объединение способов подбора партнера, сотрудничества и соперничества.
Слайд 287. Взрослость.
Эту и последующую стадию классический психоанализ не рассматривает/
Возраст: зрелый. Задача этапа: генеративность против стагнации. Ценные качества, приобретаемые
на этом этапе: производство и забота.
Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками.
Для этого этапа развития характерна общечеловечность – способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Для этого не обязательно иметь собственных детей, важно активно заботиться о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.
Слайд 29Опасность стадии взрослость
Те, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось,
сосредоточиваются на самих себе, и их главной заботой становится удовлетворение
своих потребностей, собственный комфорт, самопоглощенность.
Генеративность, центральный момент этой стадии, – это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения, хотя существуют отдельные лица, которые из-за жизненных неудач или особой одаренности в других областях не направляют этот интерес на свое потомство. Генеративность включает в себя продуктивность и креативность, но эти понятия не могут его заменить. Генеративность – самая важная стадия как психосексуального, так и психосоциального развития.
Слайд 308. Зрелость.
Возраст: пенсионный. Задача этапа: целостность против отчаяния. Ценные качества, приобретаемые
на этом этапе: самоотречение и мудрость. Основная работа в жизни
закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Отсутствие или утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: она не воспринимается как естественное и неизбежное завершение жизненного цикла. Отчаяние выражает сознание того, что осталось мало времени, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности.
Слайд 31
Периоды развития ребенка по Л.С. Выготскому
Слайд 35Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни (по
месяцам)
1. Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или
изменение характера плача как реакция на голос взрослого
2. Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой; слуховое сосредоточение
3. Плавно следит за игрушкой во всех направлениях; поворот головы и глаз к источнику звука; направляет руку к объекту
Слайд 36Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни (по
месяцам)
4. Тянется к игрушке; рассматривает свои руки; локализует звук в
пространстве
5. Переводит взгляд с предмета на предмет; тянется к игрушке и захватывает ее, чаще двумя руками, тянет руку и игрушку в рот; адекватная реакция на интонацию, на голос матери беспокоится или оживляется
6. Зрительный контроль движений рук; захватывает игрушку с любой стороны; держит в каждой руке по предмету; поворачивается на звук, если внимание его не отвлечено игрушкой, взрослым (активное внимание)
Слайд 39Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни (по
месяцам)
7. Захват игрушки сопровождается генерализованными активными движениями; перекладывает предмет из
руки в руку; похлопывает рукой по игрушке; узнает голоса близких
8. Отталкивание предмета, кидание, стучит предметом о предмет, манипулирует двумя-тремя предметами; различает лица людей, знает свое имя
9. Отвечает действием на словесные инструкции; ищет спрятанную игрушку; берет мелкие предметы двумя пальцами
10. Подражательные движения рук — «ладушки», «до свидания»; вкладывает пальцы в отверстие под контролем зрения; показывает части тела другого человека; захватывает игрушки пальцами
Слайд 40Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни (по
месяцам)
11. Выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на
ощупь; подражательные движения — перелистывание страниц, запуск машинки; показывает части своего тела
12. Вкладывание одного предмета в другой; открывает коробку, ящик; узнавание картинок; пользуется ложкой и расческой по назначению
Уже к 3—4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от таковых у взрослых людей.
Слайд 41Негативные результаты 1 год
Характерные изменения поведения
со стороны ребенка (сокращенность
и ослабленность сигналов, меньшая отзывчивость на социальное поведение матери, сниженная
инициативность)
со стороны матери (меньшая чувствительность к сигналам ребенка, доминирование, дефицит вовлеченности в общение, эмоциональная отстраненность) с высокой вероятностью могут привести к нарушениям взаимодействия в системе «мать — младенец», отклонениям в формировании взаимной привязанности, риску отставания в развитии.