Слайд 1ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 2 – 3 лет
Слайд 2Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда
мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как
будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже может справиться самостоятельно.
Слайд 3Но бывает и так, что мы опережаем события и нам
кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть
усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.
Слайд 4Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его
возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в
его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерных возрастных особенностях.
Слайд 5В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может
управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер.
Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Слайд 6Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и
сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас.
Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.
Слайд 7Иногда дети 2-3 лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы
их кормили, одевали и т.д. Необходимо понять причины такого поведения:
если это каприз - проявите твердость, если ребенку стало скучно - своевременно усложните требования к нему. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать "маленьким", беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала только ему.
Слайд 8Третий год в жизни ребенка называют кризисным (кризис 3 лет),
так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком
себя как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.
Слайд 9Без умения договориться с ребенком, ваша жизнь может стать очень
трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера. Ребенок
со сломленным "я", возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего "крыла", будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но в пределах разумного.
Слайд 10Активно развивается речь ребенка. Если вы правильно занимались с ребенком,
то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и
лучше. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.
Слайд 11К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые
игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя
маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
Слайд 12Среди мыслительных операций важнейшими являются:
называние цвета (желтый, красный, синий, зеленый),
выделение величины (большой, поменьше, маленький),
называние формы (круг, квадрат, треугольник),
расположения предмета в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, спереди, сзади);
сравнение по цвету, форме, размеру;
координация движений рук и зрения;
формирование понятий «много», «мало», «один».
Слайд 13Вам как родителям важно:
Понимать, что энергичный и активный ребенок —
это естественно, хотя и утомительно. Поэтому вам нужно по возможности
организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы будете его партнером по игре.
Слайд 14Вам как родителям важно:
Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом:
пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по
ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
Слайд 15Вам как родителям важно:
Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. Понимать
его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте
ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
Слайд 16Вам как родителям важно:
Чаще разговаривать с малышом, читать ему книжки,
обсуждать то, что он видел или делал.
Слайд 17Вам как родителям важно:
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно
лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога
не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через постоянное исследование нового.
Слайд 18Вам как родителям важно:
Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным
вспышкам ребенка. Злость или слезы, когда у ребенка не получается
какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.
Слайд 19Что должен уметь ребенок 2 – 3 лет
Развитие речи:
понимать короткий
рассказ (без показа действий) о знакомых событиях; отвечать на вопросы
об этих событиях
выполнять до 3 поручений (возьми, отнеси, положи)
называть детали лица (губы, зубки, язык, лоб, ушки, щёки и др.) и тела (руки, ноги, спина и др.)
использовать предложения из 2-3 слов
употреблять в речи прилагательные, местоимения, предлоги
называть предметы по картинкам
говорить «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуй»
Слайд 20Что должен уметь ребенок 2 – 3 лет
Сенсорное развитие:
соотносить объемную
геометрическую фигуру с плоскостным изображением, накладывать на образец
группировать предметы
по форме (круги, квадраты, треугольники)
выделять величину предмета в сравнении (большой, поменьше, маленький)
различать 3-4 цвета, подбирать цвета по образцу, называть их
различать качества предмета: тяжелый – легкий; мягкий – твердый; учить различать температуру: холодный – теплый
Слайд 21Что должен уметь ребенок 2 – 3 лет
Развитие бытовых навыков:
есть
аккуратно, не обливаясь
при умывании тереть ладони, части лица, вытираться
полотенцем, носовым платком
самостоятельно одеваться (натягивать носочки, шапку, обуваться)
частично раздеваться
складывать на место одежду, обувь, посуду, игрушки
регулирует отправление физиологических потребностей