Слайд 1Барьеры коммуникации
Выполнила студента 3-го курса
Группы 3БД-410
Павлова Валерия
Слайд 2
В руководстве людьми большая часть времени руководителя расходуется на межличностные
коммуникации. Существует ряд факторов, снижающих эффективность общения, которые получили название
"барьеры межличностных коммуникаций". К ним относятся:
барьеры восприятия;
семантические барьеры;
невербальные барьеры;
барьеры, возникающие
при плохом слушании;
барьеры, возникающие
при некачественной
обратной связи.
Слайд 3Барьер восприятия
Люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а
на то, что воспринимается как происходящее. Это связано с тем,
что имеет место избирательность источников информации, избирательное внимание, искажение, запоминание. Возникают так называемые барьеры восприятия. Это: первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и т. п.);предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка);стереотипы; эффект проекций. Человек склонен приписывать собеседнику те положительные или отрицательные черты, которые имеет сам, но которыми вряд ли обладает собеседник; эффект порядка.
При общении с незнакомыми людьми
больше доверяют и запоминают
информацию, поступающую первой
(вначале беседы), при общении с
друзьями - информацию,
поступающую последней.
Слайд 4Семантический барьер
Семантический барьер возникает при вербальной форме общения (устной и
письменной речи). Этот язык выработан человеком при общественно-социальном развитии. Семантика
- наука, изучающая способ использования слов и значений, передаваемых словами. Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания. Значение используемых при общении символов выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста. Это касается как отдельных слов (особенно иностранного происхождения или характеризующих
личность, например порядочность),
так и словосочетаний ("как можно скорее",
"как только представится возможность").
Слайд 5Невербальные барьеры
Невербальная форма общения - это общение с помощью языка,
предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах
и т. п. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях
участников коммуникаций. Ею трудно
манипулировать и трудно скрывать в любой
коммуникации. Некоторые источники
утверждают, что вербальные
коммуникации составляют 7% информации,
звуки и интонация - 38%, жесты, пантомима - 55%.
К невербальным барьерам коммуникаций относят: визуальные барьеры (походка, движение рук, ног, поза и смена поз, визуальный контакт, дистанция);акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость);тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и др.); ольфакторные барьеры (запахи).
Слайд 6Плохое слушание (неумение слушать)
Эффективная коммуникация возможна, когда человек
одинаково точен, отправляя и принимая информацию. Эффективное слушание является важнейшим
качеством хорошо работающего менеджера. Мало воспринимать факты, нужно прислушиваться к чувствам подчиненного. Правила эффективного слушания: перестаньте говорить, невозможно слушать разговаривая; помогите говорящему раскрепоститься; покажите готовность слушать; устраните раздражающие моменты; сопереживайте
говорящему; сдерживайте свой характер,
рассерженный человек придает неверный
смысл словам; не допускайте спора
или критики; не перебивайте; задавайте
вопросы.
Слайд 7Некачественная обратная связь
Реакция на ту или иную информацию. Ограничителем эффективности
межличностного общения может быть отсутствие обратной связи. Обратная связь важна,
поскольку дает возможность установить адекватность (правильность) восприятия вашего сообщения. В дополнение к межличностным контактам руководитель должен пользоваться информацией, циркулирующей на предприятии и вне ее. Организационные коммуникации также оказывают сильное влияние на эффективность управления. Им присущи такие барьеры, как искажение сообщений при движении нисходящей и восходящей информации; чем больше иерархических уровней, тем больше искажающих "фильтров", роль которых играют как менеджеры разных уровней, так и подчиненные;
информационные перегрузки, которые
не позволяют руководителям
своевременно и адекватно реагировать
на поступающую информацию;
отсутствие связей между подразделениями,
которые либо формально, либо
фактически не предусмотрены.