Слайд 1Оценка стоимости предприятия (бизнеса)
Косорукова И.В.
кандидат экономических наук, доцент
Слайд 2Тема 1. Введение в оценку стоимости предприятия (бизнеса)
Объект оценки
Цели и
задачи оценки стоимости предприятия (бизнеса)
Задание на оценку
Принципы оценки
Слайд 3Объект оценки
ст. 5 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»
№ 135:
отдельные материальные объекты (вещи);
совокупность вещей, составляющих имущество лица, в
том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
права требования, обязательства (долги);
работы, услуги, информация;
иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Слайд 4Предприятие как имущественный комплекс
Ст. 132 ГК РФ:
Предприятие, как имущественный
комплекс, включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные
участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
Слайд 5Имущественный комплекс и бизнес
Предприятие – имущественный комплекс, используемый для осуществления
предпринимательской деятельности.
Бизнес – это действующее предприятие и его стоимость
превосходит стоимость имущественного комплекса на величину так называемых неосязаемых активов, неотделимых от кадрового потенциала предприятия (налаженные связи и взаимоотношения с клиентами, связи в государственных органах и другие нерегистрируемые (внебалансовые) активы, включая ценность доброго имени (гудвилл)).
Слайд 6Бизнес, как объект оценки
В случае оценки стоимости бизнеса для собственников
или менеджеров в качестве объекта оценки стоит использовать вещное право
(право собственности или какое-либо другое):
на пакет акций (в случае оценки ОАО или ЗАО);
на долю учредителя (при оценке ООО);
на пай (при оценке кооператива).
Слайд 7Примеры:
В случае оценки имущественного комплекса – предприятие, как имущественный комплекс,
ОАО «Радиус»;
В случае оценки бизнеса – право собственности на ценные
бумаги в виде обыкновенных бездокументарных акций в количестве 5000 штук, что составляет 100% уставного капитала ОАО «Радиус».
Слайд 8Цели оценки
Целью оценки любого объекта оценки является определение конкретного вида
стоимости. Виды стоимости, определяемые в ходе оценки, перечислены в ФСО
№ 2.
Слайд 9Цели оценки (виды стоимости):
рыночная стоимость;
инвестиционная стоимость объекта оценки;
ликвидационная стоимость объекта
оценки;
Кадастровая стоимость.
Слайд 10Задачи оценки
Обязательные:
любые сделки с федеральным и муниципальным имуществом;
банкротство;
внесение вклада в
уставный капитал имуществом свыше 200 МРОТ;
ипотека и др.
Не обязательные:
купля-продажа частного
предприятия (бизнеса);
принятие управленческих решений;
оценка качества менеджмента;
привлечение инвестиций;
реструктуризация;
ликвидация и др.
Слайд 11Задание на оценку:
Объект оценки;
Вещные права;
Цель оценки;
Предполагаемое использование результатов оценки (задача)
оценки;
Вид стоимости;
Дата оценки;
Срок проведения оценки;
Допущения и ограничения.
Слайд 12Принципы оценки
Принципы оценки могут быть объединены в четыре группы:
Принципы, основанные
на представлениях собственника (пользователя).
Принципы, связанные с эксплуатацией собственности.
Принципы, обусловленные действием
рыночной среды.
Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования.
Слайд 13Принципы, основанные на представлениях собственника
Полезности (объект обладает стоимостью только в
том случае, если он полезен какому-либо потенциальному собственнику);
Замещения(рациональный покупатель не
заплатит за объект оценки больше минимальной цены, взимаемой за другую собственность, обладающей такой же полезностью );
Ожидания (предвидения) (заключается в определении текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным объектом оценки ).
Слайд 14Принципы, связанные с эксплуатацией собственности
Остаточной продуктивности (любой вид экономической
деятельности обычно требует наличия некоторых факторов производства: труд, земля, капитал,
предпринимательская деятельность. Остаточная продуктивность измеряется как чистый доход, отнесенный к земле, после того как были оплачены затраты на труд, капитал и предпринимательство );
Вклада (включение любого дополнительного фактора в объект оценки влечет за собой изменение стоимости объекта. Указанное изменение стоимости и является вкладом);
Слайд 15Принципы, связанные с эксплуатацией собственности
Сбалансированности (факторы производства должны находиться в
пропорциональном соотношении друг с другом, чтобы обеспечить максимальные доходы владельцу
объекта оценки );
Возрастающих и уменьшающихся доходов (по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистые доходы будут увеличиваться более быстрыми темпами по сравнению с темпами роста затрат вплоть до той точки, начиная с которой общие доходы хотя и растут, однако уже замедляющимися темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы);
Слайд 16Принципы, связанные с эксплуатацией собственности
экономической величины (экономического размера) (это оптимальный
характерный размер объекта оценки, который наилучшим способом соответствует рыночным предпочтениям,
преобладающим на данном рынке. Отклонение от экономического размера, как правило, приводит к снижению привлекательности и стоимости объекта);
экономического разделения (это такое сочетание имущественных прав, связанных с объектом оценки, при котором обеспечивается оптимальная структура текущих и ожидаемых выгод и как следствие - максимальная стоимость).
Слайд 17Принципы, обусловленные действием рыночной среды
Спроса и предложения (взаимодействие спроса
и предложения формирует рыночные цены на собственность);
Конкуренции (конкуренция стимулирует постоянный
переток ресурсов в те отрасли и сферы, где их использование приносит максимальную отдачу и способствует выравниванию доходов);
Соответствия (объект оценки, характеристики которого не соответствуют рыночным потребностям, скорее всего будет оценен ниже среднего уровня. К характеристикам можно отнести уровни удобств и услуг, технологии, оснащенность производства и т.д. );
Слайд 18Принципы, обусловленные действием рыночной среды
Изменения (стоимость объекта оценки зависит от
многих факторов внешней и внутренней среды, поэтому их необходимо тщательно
изучать и использовать в оценке );
Зависимости (стоимость объекта оценки с течением времени меняется, поэтому она оценивается на определенную дату, которая указывается в отчете об оценке).
Слайд 19Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования
синтез всех трех групп
принципов, рассмотренных ранее. ННЭИ называется вариант, который:
отвечает всем правовым требованиям
и ограничениям;
физически осуществим;
экономически эффективен;
максимально продуктивен.
Т.е. обеспечит объекту оценки наивысшую текущую стоимость.
Слайд 20Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования
ННЭИ чаще всего используется в
оценке недвижимости для определения наилучшего варианта использования земельного участка или
участка с постройками, используется также при определении наилучшего варианта реструктуризации в оценке бизнеса и в других случаях.
Однако, для целей оценки бизнеса «как есть», не возможно применение данного принципа.
Слайд 21Тема 2. Система информации в оценке бизнеса
Требования и классификация информации
Этапы подготовки отчетности к оценке бизнеса
Слайд 22Требования и классификация информации
Требования:
достаточность;
достоверность.
Слайд 23Классификация информации
Внешняя информация:
Анализ макроэкономики;
Анализ региона;
Анализ отрасли.
Внутренняя информация:
Юридический блок;
Экономический блок;
Технический блок;
Блок
общих вопросов.
Слайд 24Внешняя информация
макроэкономика (динамика основных макроэкономических показателей и их прогноз, демография,
социальная политика, фондовый рынок, рынки сбыта и т.п.);
регион;
отрасль,
в которой функционирует предприятие (доля рынка организации, рынки сбыта, конкуренция и т.д.).
Слайд 25Внутренняя информация
Юридический блок
правоустанавливающие, уставные и регистрационные документы, проспекты
эмиссии, договоры с контрагентами, трудовые договоры и др.
Слайд 26Внутренняя информация
Финансово-экономический блок
внешняя бухгалтерская отчетность за последние 3-5 лет;
учетная политика;
ценовая политика;
налоговые выплаты;
кредитная история;
бизнес-планы;
перечень основных средств с
указанием величины амортизации и величинами стоимостей;
состав финансовых вложений предприятия;
состав дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.
Слайд 27Внутренняя информация
Технический блок
мощности предприятия, технологический процесс, уровень технологий, техническое состояние
оборудования, качество и номенклатура выпускаемой продукции и т.д.
Слайд 28Внутренняя информация
Блок общих вопросов
История развития предприятия, оргструктура организации,
менеджмент, кадры и т.п.
Слайд 29Информация и риски
Изучение информации в разрезе внутренняя – внешняя соответствует
необходимости определения двух категорий риска в оценке стоимости предприятия:
систематического
(обусловленного факторами внешней среды);
несистематического (обусловленного факторами внутренней среды).
Слайд 30Этапы подготовки информации
Четыре этапа подготовки бухгалтерской отчетности к оценке:
Инфляционная
корректировка.
Нормализация отчетности.
Трансформация отчетности.
Финансовый анализ отчетности.
Слайд 31Этапы подготовки информации
Инфляционная корректировка проводится с целью приведения в сопоставимые
цены показателей бухгалтерской отчетности и формирования выводов о динамике этих
показателей на основе скорректированных данных.
Может осуществляться двумя способами:
по колебанию курса валют;
по колебанию уровней цен.
Слайд 32Этапы подготовки информации
Нормализация бухгалтерской отчетности проводится с целью определения доходов
и расходов, характерных для нормально действующего бизнеса.
Слайд 33Этапы подготовки информации Нормализующие корректировки
проводятся по следующим направлениям:
корректировка разовых,
нетипичных и неоперационных доходов и расходов, нефункционирующих активов;
корректировка методов учета
операций,
корректировка величины доходов и расходов, связанных с «социальными» активами.
Слайд 34Этапы подготовки информации
Трансформация бухгалтерской отчетности проводиться с целью приведения к
единой основе (например, международным стандартам отчетности) финансовой отчетности оцениваемой компании
и компаний-аналогов.
Иными словами, трансформация – это корректировка отчетности для приведения к единым стандартам бухгалтерского учета.
Слайд 35Этапы подготовки информации Финансовый анализ
Для доходного подхода финансовый анализ
определяет:
доходность бизнеса;
взаимозависимости и тенденции показателей отчетности прошлых лет для
их прогноза;
соотношение постоянных и переменных затрат в общей их величине;
величину коэффициентов, на основе которых делаются выводы о рискованности вложения средств в данное предприятие, и определяется величина премий за риск при расчете ставки дисконтирования;
определяется нормативное значение величины чистого оборотного капитала.
Слайд 36Этапы подготовки информации Финансовый анализ
Для сравнительного подхода финансовый анализ определяет
место оцениваемого предприятия среди аналогов по результатам рейтинговой оценки, а
также нормативное значение величины чистого оборотного капитала.
Для затратного подхода финансовый анализ служит дополнительным источником информации для принятия решения о выборе метода оценки.