Слайд 1ПРОГРАММА 
По внеурочной деятельности в начальной школе
(ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ и исследовательскому
                                                            
                                    
НАПРАВЛЕНИЮ)
 
Экологическая академия
 Коновалова Тамара Васильевна
учитель начальных классов 
первой категории
МОУ
                                    Школы № 74 
Куйбышевского района 
г. о. Самара
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Образовательная программа
 «Экологическая академия» разработана как дополнение к курсу «
                                                            
                                    
Окружающий мир» в начальной школе.    
Актуальность программы
                                    заключается в формировании представления об экологии у младших школьников не только в биологическом, но и в широком социальном смысле, а также воспитании бережного отношения к природе.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Программа «Экологическая академия» – опирается на идеи образовательной программы «Планета
                                                            
                                    
Знаний», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
                                    
Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4        Исследовательская деятельность
                                                            
                                    
является   средством освоения действительности. Основной целью является установление
                                    истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
      Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. 
Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5 Ценность программы заключается в том, что учащиеся  получают
                                                            
                                    возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь
                                    спектр требований к научному
 исследованию.
  Актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей.
Цель программы:
создать для младших школьников условия, способствующие  развитию их исследовательских умений, путем формирования основ экологической грамотности.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Задачи:
-формировать основополагающие экологические понятия, соответствующие возрастным возможностям младших школьников;
-обеспечить широкой
                                                            
                                    и разнообразной практической деятельностью по изучению и охране окружающей среды.
-развивать
                                    умение самостоятельно работать с различными источниками информации и использовать их.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу. 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7 
      Основные принципы реализации
                                                            
                                    программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы,
                                    преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. 
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы:
предназначена для детей 6-11 лет, посещающих ОУ
Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 4 года обучения
(1 час в неделю). 1 год обучения – 32часа;
2 год обучения – 34 часа;
3 год обучения – 34 часа;
4 год обучения – 34 часа.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Формы и режим занятий. 
Занятия проводятся во внеучебное время 1
                                                            
                                    
раз в неделю.
Формы и методы проведения занятий: 
беседа, игра, практическая
                                    работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Средства:
• программное обеспечение;
• посредством интернет технологий;
• посредством индивидуального обучения.
Методы контроля: 
консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9      Сроки реализации образовательной программы:
                                                            
                                    
      4 года, которые делятся
                                    на 4 периода. При этом продолжительность
      периодов является ориентировочной – она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству выполненных проектов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10    Программа последовательно раскрывает не только научную
                                                            
                                    
и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность
                                    для человека и общества.
    Важное место занимают задания на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя их, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 12Обучающийся будет уметь:
Самостоятельно выбирать тему и объект исследования; правильно определять
                                                            
                                    
круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; выделять главное
                                    и второстепенное в собранном материале; выделять из текста основные понятия и давать им определения; классифицировать предметы, процессы, явления и события; выявлять и обозначать замеченные парадоксы; ранжировать выдвигаемые идеи; предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы; делать выводы и умозаключения; указывать пути дальнейшего изучения объекта; презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
Самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
Реализовывать право на свободный выбор.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к
                                                            
                                    
осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в
                                    биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты: 
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия
                                                            
                                    
и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-
                                    формирование коммуникативных навыков.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17
Виды контроля и диагностики
Подведение итогов по результатам освоения материала данной
                                                            
                                    
программы может происходить в виде защиты исследовательских работ и проектов.
                                    В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Практические работы и экскурсии.
Экскурсия «Наблюдение за сезонными изменениями в природе».
                                                            
                                    
Экскурсия в Ботанический сад, Краеведческий музей, зоопарк.
Практические работы «Ведение дневника
                                    наблюдений» за явлениями природы, «Операция кормушка», совместно с родителями «Экологический патруль». Конкурсы рисунков, поделок из природного материала. Составление книги о лекарственных растениях нашего края.
Экологические игры, викторины, конкурсы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Методическое и материально-техническое сопровождение программы.
Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить
                                                            
                                    
младшего школьника приобретать знания (Текст)/ А.И. Савенков. – Ярославль: Академия
                                    развития: Академия Холдинг, 2002.
Сотникова, Н.А. 100 загадок от А до Я для детей 5-8 лет (Текст)/ Н.А. Сотникова. – М.: Айрис-пресс,2008.
1. В.А. Алексеев 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль 1998 г
2. Азбука туриста-эколога: методические рекомендации для руководителей кружков. Москва 1991г.
3. Краеведение: внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Составители Ю.В. Козлова. В.В. Ярошенко Москва 2007 г.
4. Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко Нравственно-экологическое воспитание школьников. Москва 2005 г.
Юдин, Г.Н. Заниматика (Текст)/ Г.Н. Юдин. – М.: Росмэн, 1995. 
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (DVD) (Текст).- 2008
Что такое? Кто такой?: энциклопедия. Т.2, 3 (Текст)/ редкол.: С.П. Алексеев (и др.) – М.: Педагогика-Пресс, 2007.
Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты/ авт.-сост. М.Ю. Шатилова и др.- Волгоград: Учитель, 2010.
Классная доска.
Компьютер. Проектор.
 Экспозиционный экран.
 Аудио и видео материалы.
                                
                            							
								