Слайд 1ТЕМА : Предпринимательство
и прибыль.
Слайд 2Сущность прибыли
Подходы к определению прибыли.
Несмотря на то, что прибыль играет
основополагающую роль в рыночной экономике и является объектом экономической теории,
до сегодняшнего дня не выработана единая точка зрения на ее сущность и формы.
Рассмотрим два подхода к определению сущности прибыли.
Слайд 3
Марксистская трактовка прибыли.
По ней прибыль - это превращенная форма прибавочной
стоимости. Данное превращение заключается в том, что прибавочная стоимость, являющаяся
продуктом переменного капитала, выступает как порождение всего авансированного капитала.
Прибыль товаропроизводитель получает только после реализации товара. Тогда реализованная прибавочная стоимость принимает денежную форму и выступает в качестве прибыли.
Прибыль может отклоняться от последней под воздействием спроса и предложения. Эти отклонения определяют размер прибыли, получаемый различными товаропроизводителями, дифференцируют их на бедных и богатых, способствуют переливу капитала из одних отраслей в другие, уравниванию индивидуальных норм прибыли в среднюю, образованию цен производства, вокруг которых колеблются рыночные цены.
Прибыль, как и прибавочная стоимость, является результатом неоплаченного труда рабочего и выражает сущность эксплуатации.
Слайд 4
Современная экономическая наука о сущности прибыли.
Современная экономическая наука рассматривает прибыль
как доход от использования факторов производства: труда, земли, капитала.
Сущность
прибыли и предпринимательского дохода вытекает из функций предпринимателя, которые включают:
- проявление инициативы по соединению ресурсов для производства какого-либо товара и услуги;
- принятие основных неординарных решений по управлению фирмой;
- внедрение инноваций путем производства нового вида продукта или совершенствования и радикального изменения производственного процесса;
- несение ответственности за экономический риск, связанный со всеми вышеуказанными факторами.
Слайд 5
Отсюда вытекают следующие определения прибыли:
1) прибыль - это плата за
услуги предпринимательской деятельности;
2) прибыль - это плата за новаторство, за
талант в управлении фирмой;
3) прибыль - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности;
4) прибыль - это доход, возникающий при монопольном положении производителя на рынке.
Слайд 6Прибыль как факторный доход.
Прибыль обычно определяют как разность между полной
выручкой и полными издержками. Определение полной выручки определяется как произведение
количества произведенной продукции на цену единицы товара.
В издержки должны включаться денежные расходы, которые фирма несет на приобретение машин, оборудования, сырья, материалов, на выплату заработной платы работникам и т. д. Поэтому эти затраты называются внешними издержками. Внешние, или бухгалтерские издержки, включают в себя только явные денежные затраты. В этой связи бухгалтерская прибыль представляет собой разность между полной выручкой и внешними (бухгалтерскими) издержками.
Слайд 7
В экономические издержки должна входить стоимость услуг всех факторов
производства, независимо от того, покупаются ли они на рынке или
являются собственностью фирмы.
Любые затраты, а значит, и издержки производства, должны рассматриваться с точки зрения ценности альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать.
Слайд 8
Используя собственные ресурсы (собственный капитал, собственную землю, собственные предпринимательские способности),
владелец этих факторов не несет явных денежных затрат, это неоплачиваемые,
или внутренние издержки.
В условиях свободной конкуренции переливы капитала из отрасли в отрасль в поисках более высокого дохода должны привести к выравниванию альтернативной ценности различных вариантов капиталовложений. В этом случае полные издержки предпринимателя совпадут с полной выручкой.
Доход предпринимателя будет складываться минимум из двух частей:
- одна часть будет представлять собой плату за труд предпринимателя, за организацию и ведение дела, т.е. то, что в современной экономической науке принято называть безусловной заработной платой.
- вторая часть дохода предпринимателя обусловлена тем, что он собственник капитала и вложил в дело этот капитал. Эта часть дохода может быть выражена в виде годовой процентной ставки, которая, в свою очередь, является количественным выражением чистой производительности капитала.
Слайд 9
Эти две части дохода предпринимателя будут представлять собой прибыль с
точки зрения бухгалтера, но с точки зрения экономиста — это
все элементы издержек.
Экономическая прибыль возникает в том случае, если общая выручка превышает все издержки — и внешние, и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль на капитал в размере процента.
Нулевая экономическая прибыль является следствием статичной экономики и свободной конкуренции в чистом виде.
Любая конкурентная рыночная ситуация характеризуется как известной неопределенностью в результате динамичности экономической системы, так и значительным контролем над производством и ценами в результате монополизации рынков.
Слайд 10
Именно эта неопределенность рынка, с одной стороны, и монополизация рынка,
с другой, и порождают экономическую прибыль, получаемую отдельными предпринимателями как
дополнительный, избыточный доход, превышение полной выручки над полными издержками.
Если предпринимательство выступает как фактор, нарушающий равновесие рынка, смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием открытия новых технологий, новых рынков и т. п., то и прибыль не может выступать как равновесная цена.
Неопределенность, приносящая прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощным стимулом, как и желание получить прибыль.
Слайд 11Функции прибыли
Прибыль отражает чистый доход и выполняет ряд функций:
1) прибыль
характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли
на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
2) прибыль обладает стимулирующей функцией. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.
3) прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджет в виде налогов, а так же санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.
Слайд 12Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия.
На предприятии прибыль образуется
в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом,
полученным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам.
Прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Она состоит из прибыли от реализации продукции плюс внереализационные доходы минус внереализационные расходы.
Слайд 13
Выделяется валовая прибыль, представляющая собой балансовую прибыль за минусом или
плюсом финансового результата от операций с основными фондами, нематериальными активами
и иным имуществом.
Т. о. балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле:
Пб = + Пр + Пи + Пв.о. ,
где Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг,
Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия,
Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных операций.
Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.
Слайд 14 Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов.
К внутренним факторам относятся :
- ускорение НТП,
-
уровень хозяйствования,
- компетентность руководства и менеджеров,
- конкурентоспособность продукции,
- уровень организации производства и труда и др.
К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся:
- конъюнктура рынка,
- уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы,
- нормы амортизации,
- система налогообложения и др.
Слайд 15
Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска продукции,
улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства
и реализации продукции. Величина прибыли от реализации продукции определяется по формуле:
Пр =( Цi – Сi ) * Vi ,
где Цi - отпускная цена единицы i-ой продукции,
Сi - себестоимость единицы i-ой продукции,
Vi - объем реализации i-ой продукции.
Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.
В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.
Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.
Слайд 16
Существует два основных источника получения прибыли:
1) монопольное положение предприятия по
выпуску той или иной продукции или уникальность продукта. Поддержания этого
источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта.
2) источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Его эффективность зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Тогда величина прибыли зависит от:
- правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
- создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);
- объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);
- ассортимента продукции и снижения издержек производства.
Слайд 17
От прибыли зависит нормальная деятельность любого предприятия, т.к.:
1) прибыль обеспечивает
расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных
средств);
2) прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП;
3) за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды;
4) прибыль необходима для выплаты дивидендов, а следовательно от нее зависят инвестиции.
Кроме того прибыль предприятия имеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.
Слайд 18Методы планирование прибыли.
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования. Оно
проводиться по всем видам деятельности предприятия. Раздельное планирование обусловлено различиями
в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты о принятия различных управленческих решений.
В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период.
Существует два метода планирования прибыли:
1. Метод прямого счета.
2. Аналитический метод.